Личностная склонность к перфекционизму и прокрастинации как фактор мотивации успеха при обучении взрослых (на англ.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.410Аннотация
Актуальность исследования обусловлена высоким уровнем распространения феномена прокрастинации в академической среде, отмечаемым падением мотивации к успеху среди учащейся молодежи, а также недостаточной изученностью феноменов перфекционизма и прокрастинации среди взрослых, получающих дополнительное профессиональное образование на краткосрочных курсах и переподготовке. В статье представлены результаты исследования мотивации к успеху у обучающихся взрослых на курсах повышения квалификации в связи с перфекционизмом и прокрастинацией. В выборке было обследовано 105 человек (взрослые, имеющие высшее образование, в возрасте от 21 до 53 лет, средний возраст 38 лет). Методики исследования: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А. А. Реана, опросник «Шкала прокрастинации» П. Стила (в адаптации Н. М. Клепиковой и И. Н. Кормачевой), Трехфакторный опросник перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой. В результате исследования были обнаружены отрицательные корреляционные связи мотивационных установок на успех с уровнем прокрастинации и неадаптивными проявлениями перфекционизма (озабоченность оценками со стороны других; негативное селектирование). Обнаружены положительные связи неадаптивных параметров перфекционизма (озабоченность оценками со стороны других и негативное селектирование) и прокрастинации. Таким образом, чем выше проявления мотивации достижения успеха, тем ниже проявления прокрастинации; чем выше проявления мотивации достижения успеха, тем ниже проявления неадаптивных составляющих перфекционизма: озабоченность оценками со стороны других людей; негативная фиксация на собственном несовершенстве. Исследование, проведенное на нормативной выборке, представляет практическую значимость для специалистов, которые занимаются обучением взрослых, а также для самих взрослых, которые планируют получить постдипломное образование. Результаты расширяют уже полученные данные по изучению мотивации достижения успеха и проявлений прокрастинации и перфекционизма взрослых учащихся, в целом дополняют знания по педагогической психологии.
Ключевые слова:
прокрастинация, перфекционизм, мотивация к обучению взрослых, мотивация успеха
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.