Личностная склонность к перфекционизму и прокрастинации как фактор мотивации успеха при обучении взрослых (на англ.)

Авторы

  • Наталия Медина Бракомонте Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-0563-4542
  • Елена Китаева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Даниэль Медина Бракамонте 2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5 https://orcid.org/0009-0008-9656-2329
  • Ирина Чубун 3 Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.410

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высоким уровнем распространения феномена прокрастинации в академической среде, отмечаемым падением мотивации к успеху среди учащейся молодежи, а также недостаточной изученностью феноменов перфекционизма и прокрастинации среди взрослых, получающих дополнительное профессиональное образование на краткосрочных курсах и переподготовке. В статье представлены результаты исследования мотивации к успеху у обучающихся взрослых на курсах повышения квалификации в связи с перфекционизмом и прокрастинацией. В выборке было обследовано 105 человек (взрослые, имеющие высшее образование, в возрасте от 21 до 53 лет, средний возраст 38 лет). Методики исследования: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А. А. Реана, опросник «Шкала прокрастинации» П. Стила (в адаптации Н. М. Клепиковой и И. Н. Кормачевой), Трехфакторный опросник перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой. В результате исследования были обнаружены отрицательные корреляционные связи мотивационных установок на успех с уровнем прокрастинации и неадаптивными проявлениями перфекционизма (озабоченность оценками со стороны других; негативное селектирование). Обнаружены положительные связи неадаптивных параметров перфекционизма (озабоченность оценками со стороны других и негативное селектирование) и прокрастинации. Таким образом, чем выше проявления мотивации достижения успеха, тем ниже проявления прокрастинации; чем выше проявления мотивации достижения успеха, тем ниже проявления неадаптивных составляющих перфекционизма: озабоченность оценками со стороны других людей; негативная фиксация на собственном несовершенстве. Исследование, проведенное на нормативной выборке, представляет практическую значимость для специалистов, которые занимаются обучением взрослых, а также для самих взрослых, которые планируют получить постдипломное образование. Результаты расширяют уже полученные данные по изучению мотивации достижения успеха и проявлений прокрастинации и перфекционизма взрослых учащихся, в целом дополняют знания по педагогической психологии.

Ключевые слова:

прокрастинация, перфекционизм, мотивация к обучению взрослых, мотивация успеха

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Beck, A. (1987). Cognitive models of depression. Journal of Cognitive Psychotherapy, 1, 5–37.

Bong, M., Hwang, A., Sung-il, K. (2014). Perfectionism and motivation of adolescents in academic contexts. Journal of Educational Psychology, 106 (3), 711–729.

Borovskaya, N. V. (2008). Psychological and psychophysiological prerequisites of students’ laziness. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg. (In Russian)

Boyarinov, D. M., Gubaidulina, L. M., Novikova, Yu. A., Kachina, A. A., Barabanshchikova, V. V. (2022). Psychology predictors of procrastination in students-psychologists. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 4 (48), 91–101. (In Russian)

Ellis, A. (2002). The role of irrational beliefs in perfectionism. In: Flett G., Hewitt P. (eds). Perfectionism: Theory, research and treatment (pp. 217–229). Washington, American Psychological Association.

Fletcher, K. L., Neumeister, K. L. S. (2017). Perfectionism in school: When achievement is not so perfect. Sidney, Momentum Press.

Frost, R. O., Marten, P., Lahart, C., Rosenblate, R. (1990). The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 14 (5), 449–468.

Garanyan, N. G. (2010). Perfectionism and hostility as personal factors of depression and anxiety disorders. PhD dissertation (Psychology). Moscow. (In Russian)

Garanyan, N. G. (2018). Factor structure and psychometric indicators of the Perfectionism questionnaire: three-factor version development. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 26 (3), 8–32. (In Russian)

Garanyan, N. G., Kholmogorova, A. B., Yudeeva, T. Yu. (2001). Perfectionism, depression and anxiety. Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal, 4, 18–48. (In Russian)

Gillet, N., Morin, A. J. S., Huyghebaert-Zouagh, T., Alibran, E., Barrault, S., Vanhove-Meriaux, Ch. (2020). Students’ need satisfaction profiles: Similarity and change over the course of a university semester. Special Section on Advancing the Applied Psychology of Inclusion and Diversity, 69 (4), 1396–1437. https://doi.org/10.1111/apps.12227

Gusnova, M. N., Mustafina, K. A. (2023). Links between academic procrastination and perfectionism, neuroticism and responsibility in students. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, N. E. Kharlamenkova (eds). Psikhologiia — nauka budushchego: Materialy X Mezhdunarodnoi konferentsii molodykh uchenykh “Psikhologiia — nauka budushchego”, 16–17 noiabria 2023, g. Moskva (pp. 143–146). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Hewitt, P. L., Flett, G. L. (1989). The Multidimensional Perfectionism Scale: Development and validation. Canadian Psychology, 30, 103–109.

Jones, S. J., Fong, C. J., Torres, L. G., Yoo, J. H., Decker, M. L., Robinson, D. H. (2010). Productivity in educational psychology journals from 2003 to 2008. Contemporary Educational Psychology, 35 (1), 11–16. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2009.08.001

Karlovskaya, N. N. (2008). Interconnection of procrastination and perfectionism among teachers. Psikhologiia v vuze, 4, 26–31. (In Russian)

Kedyarova, E. A., Chernetskaya, N. I. (2019). Personality features of socially active and non-active adolescents. Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologiia, 27, 32–44. (In Russian)

Klepikova, N. M. (2019). Adaptation of procrastination scale and irrational procrastination scale in P. Steel’s methodology. Sistemnaia psikhologiia i sotsiologiia, 3 (31), 26–37. (In Russian)

Madigan, D. J. (2019). A meta-analysis of perfectionism and academic achievement. Educational Psychology Review, 31 (4), 967–989. https://doi.org/10.1007/s10648-019-09484-2

Omarova, M. K. (2024). Interconnection between the urge to self-actualization and tendency to procrastination among university students. Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 18 (2), 120–126. (In Russian)

Pushkina, A. V. (2015). Interconnection of indicators of perfectionism and procrastination. Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (26), 71–74. (In Russian)

Raspopova, A. S., Serdyukova, A. E. (2021). Interconnection between procrastination and academic motivation in adolescents. In: E. A. Yugova, S. N. Malafeeva (eds). Nauchno-metodologicheskie osnovy formirovaniia fizicheskogo i psikhicheskogo zdorov’ia detei i molodezhi: materialy VIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Ekaterinburg, 25 noiabria 2021 g. (pp. 367–371). Ekaterinburg, Ural Pedagogical University Press. (In Russian)

Rean, A. A. (2013). Psychology of personality. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Shchelina, S. O., Nagimyanova, G. Z. (2021). Procrastination and perfectionism in university students and professors. Novaia psikhologiia professional’nogo truda pedagoga: ot nestabil’noi real’nosti k ustoichivomu razvitiiu, 1, 183–186. (In Russian)

Stepanova, T. V. (2004). Research into motivation for success and motivation for fear of failure in the structure of motivation for learning in university students. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 6-2 (44), 144–145. (In Russian)

Sternberg, R. J. (2009). Cognitive Psychology. Wadsworth, Cengage Learning.

Stricker, J., Buecker, S., Schneider, M., Preckel, F. (2020). Intellectual giftedness and multidimensional perfectionism: A meta-analytic review. Educational Psychology Review, 32, 391–414. https://doi.org/10.1007/s10648-019-09504-1

Zvereva, M. V. (2018). Evaluation scale of academic procrastination PASS. Methodology recommendations. Moscow, Sam Poligrafist Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Медина Бракомонте, Н., Китаева , Е., Медина Бракамонте, Д., & Чубун, И. (2025). Личностная склонность к перфекционизму и прокрастинации как фактор мотивации успеха при обучении взрослых (на англ.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 731–742. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.410

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования