Практика интуитивного рисования в преодолении последствий травматического стресса у участников боевых действий

Авторы

  • Ольга Сбитнева Отряд мобильный особого назначения «Беркут» МВД Донецкой Народной Республики, Российская Федерация, Донецкая Народная Республика, Макеевка

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.309

Аннотация

Условия современной профессиональной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел характеризуются значительной интенсивностью психического напряжения, а  также широким разнообразием и  разнородностью обстоятельств, которые могут привести человека в  состояние аффекта и  полной дезориентации в окружающей обстановке. Сотрудникам необходимо беспристрастно оценивать ситуацию и  принимать адекватные решения с  учетом ее непредсказуемости. В  таких условиях очень важна способность к самоконтролю над своими чувствами и поведением. Особую роль в данном процессе играет психическое состояние, которое является важнейшей частью регуляции поведения и значимо в любом виде деятельности. Экстремальные условия несения службы создают необходимость психологического исследования эмоциональных состояний, в которых пребывают бойцы после участия в боевых действиях, для оказания им своевременной и необходимой психологической помощи. Целью данной работы является нахождение наиболее эффективных методов восстановления жизненных ресурсов, особенно в условиях трансформации общества и роста социальной напряженности. Автор придерживается гипотезы о том, что арттерапевтическая практика интуитивного рисования эффективна в  психологической коррекции негативных состояний. Предложенный опыт работы с негативными эмоциями полицейских эффективен как способ выражения личностных проблем, что дает возможность психологу не только определить направление для проведения психологической работы, но и использовать данную практику в коррекции негативного психического состояния сотрудника. Арт-терапия как творческий процесс позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от негативных переживаний. Рисуя, сотрудник дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свое отношение к различным ситуациям и травмирующим образам, а также на некоторое время погружается в позитивные ощущения, отвлекаясь от негативных мыслей и состояний.

Ключевые слова:

профессиональная деятельность, психические состояния, регуляция, специальные подразделения, интуитивное рисование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бурно М. Е. (ред.). Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М.: Академический проект; ОППЛ, 2002.

Грановская P. M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

Дмитриева Н. В., Афанасикова Е. В. Психологическая и психическая травма. Теория и практика психотерапии. СПб., ВВМ, 2022.

Защиринская О. В. Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021.

Зеленова М. Е., Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 34–49.

Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология: учебно-методическое пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006.

Киркитадзе Э. Е. История происхождения ПТСР // Образовательный процесс. 2018. № 4 (6). С. 20–25.

Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. (Практикум по психотерапии).

Костюков А. В., Грязных А. В., Бутакова М. В., Достовалов С. Г. Анализ эффективности психической и физической реабилитации сотрудников правоохранительных органов — участников вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 4 (49). С. 50–57.

Кудряшова О. В. Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира // Научный диалог. 2012. № 11. С. 100–108.

Малкина-Пых И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.

Мирясова Н. А. Анализ интегративных аспектов арт-терапии // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 14–17.

Петрова Е. Ю. Травма: материалы к авторскому семинару по работе с последствиями шоковой травмы и экстренной ситуации. СПб.: Интегративный институт гештальт-тренинга, 2018.

Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб., 2005.

Решетников М. М. Психическая травма. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 2006.

Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004.

Снедков Е. В. Боевая психическая травма (клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы): автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб., 1997.

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. (Практикум по психологии).

Трубицына Л. В. Процесс травмы. М.: Смысл; ЧеРо, 2005. (Теория и практика психологической помощи).

Ферс Грегг М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Деметра, 2003.

Эдвардс Б. Откройте в себе художника / пер. с англ. Т. И. Попова. Минск: Попурри, 2020.

Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1996.

Азеведо Г., Филиппович Ю. С. Признание самосознания: арт-терапия как способ понять «Что есть я» // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 3 (24). С. 18–22.


References

Azevedo, G., Filippovich J. S. (2020). How art therapy supports development of self-consciousness. Collection of Humanitarian Studies, 3 (24), 18–22. (In Russian)

Burno, M. E. (ed.). (2002). Practical guide to therapy with creative self-expression. Moscow, Academic project Publ., OPPL Publ. (In Russian)

Dmitrieva, N. V., Afanasikova, E. V. (2022). Psychological and mental trauma. Theory and practice of psychotherapy. St. Petersburg, VVM Publ. (In Russian)

Edwards, B. (2020). Discover the artist in yourself, transl. by T. I. Popov. Minsk, Popourri Publ. (In Russian)

Furth, G. M. (2003). The secret world of drawing. Healing through art. St. Petersburg, Demetra Publ. (In Russian)

Granovskaya, P. M. (1984). Elements of practical psychology. Leningrad, Leningrad State University Press. (In Russian)

Jung K. G. (1996). Psychological types. Moscow, Progress-Univers Publ. (In Russian)

Karayani, A. G., Syromyatnikov I. V. (2006). Applied Military Psychology: Educational Method: handbook for universities. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Kirkitadze, E. E. (2018). The history of the origin of PTSD. Educational Process, 4 (6), 20–25. (In Russian)

Kopytin, A. I. (2001). Systemic Art Therapy. St. Petersburg, Piter Publ. (Workshop on psychotherapy). (In Russian)

Kostyukov, A. V., Griaznykh, A. V., Butakova, M. V., Dostovalov, S. G. (2019). Analysis of the effectiveness of mental and physical rehabilitation of law enforcement officers participating in armed conflicts with delayed post-traumatic stress disorder. Bulletin of the Ural Institute of Economics. Management and rights, 4 (49), 50–57. (In Russian)

Kudryashova, O. V. (2012). Possibilities and limitations of art-therapeutic techniques in the study of the world picture. Scientific Dialogue , 11, 100–108. (In Russian)

Malkina-Pykh, I. G. (2004). Techniques of psychoanalysis and therapy of Adler: handbook of practicing psychologist. Moscow, Eksmo Publ. (In Russian)

Miryasova, N. A. (2013). Analysis of integrative aspects of art therapy. Central Russian Bulletin of Social Sciences, 1, 14–17. (In Russian)

Petrova, E. Yu. (2018). Trauma. Materials for the author’s seminar on working with the consequences of shock trauma and emergency. St. Petersburg, Integrative Institute of Gestalt Training Press. (In Russian)

Potemkina, O. F., Potemkina, E. V. (2005). Psychological analysis of drawing and text. St. Petersburg. (In Russian)

Reshetnikov, M. M. (2006). Mental trauma. St. Petersburg, East European Institute of Psychoanalysis Press. (In Russian)

Romek, V. G., Kontorovich, V. A., Krukovich, E. I. (2004). Psychological assistance in crisis situations. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian)

Snedkov, E. V. (1997). Combat mental trauma (clinical and pathogenetic dynamics, diagnostics, treatment and rehabilitation principles): Dr. Sci. thesis (Medicine). St. Petersburg. (In Russian)

Tarabrina, N. V. (2001). Practicum on the psychology of post-traumatic stress. St. Petersburg, Piter Publ. (Workshop on psychology). (In Russian)

Trubitsyna, L. V. (2005). The process of trauma. Moscow, Smysl Publ., Chero Publ. (Theory and practice of psychological assistance). (In Russian)

Zaschirinskaya, O. V. (2021). Mental traumas in interpersonal relationships: a textbook. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press. (In Russian)

Zelenova, M. E., Lazebnaya, E. O., Tarabrina, N. V. (1997). Psychological features of post-traumatic stress states in participants of the war in Afghanistan. Psychological Journal, 2, 34–49. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.09.2023

Как цитировать

Сбитнева, О. (2023). Практика интуитивного рисования в преодолении последствий травматического стресса у участников боевых действий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 425–436. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.309

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования