Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье

Авторы

  • Маргарита Гаврилова Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1 2 Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9
  • Елена Чичина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.307

Аннотация

В предыдущих работах было зафиксировано снижение темпа развития рабочей памяти у детей в период социальной изоляции в связи с пандемией COVID-19. Основной целью настоящего исследования стал поиск ответа на вопрос, был ли этот дефицит компенсирован после возвращения детей к систематическому образовательному процессу. Участниками исследования стали 276 детей, которые с 5 до 7 лет ежегодно проходили индивидуальное обследование слухоречевой и  зрительной рабочей памяти. Диагностика проводилась с помощью русскоязычных версий субтестов NEPSY-II «Повторение предложений» и «Память на конструирование». Для контроля факторов домашней среды в  исследовании были учтены продолжительность экранного времени и количество детей в семье в период социальной изоляции. Результаты указывают на то, что продолжительность экранного времени детей в период социальной изоляции находилась в диапазоне от 2 до 44 ч в неделю. Общей закономерностью развития слухоречевой и зрительной рабочей памяти за весь период стал естественный статистически значимый рост вне зависимости от продолжительности экранного времени и количества детей в семье. Тем не менее интенсивность развития слухоречевой рабочей памяти оказалась связана с экранным временем. Чем больше дети пользовались цифровыми устройствами, тем ниже у них был как актуальный уровень развития слухоречевой рабочей памяти на каждом диагностическом срезе, так и темп ее развития. Наиболее выраженное негативное влияние на развитие слухоречевой рабочей памяти от длительного экранного времени было зафиксировано среди единственных детей в семье. Избыточное использование цифровых устройств единственными детьми привело не просто к замедлению темпа развития слухоречевой рабочей памяти, но к ее временному регрессу. Дети смогли компенсировать регресс в развитии слухоречевой рабочей памяти только после возвращения к  систематическому образовательному процессу в возобновивших свою работу детских садах. Исследование не выявило значимого эффекта продолжительности экранного времени и количества детей в семье на показатели и темп развития зрительной рабочей памяти.

Ключевые слова:

психология развития, культурно-исторический подход, слухоречевая рабочая память, зрительная рабочая память, экранное время, сиблинги, социальная изоляция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абакумова И. В., Годунов М. В., Голубова В. М. Теоретические подходы к изучению эффектов неопределенности в процессах смысловой регуляции развития личности // Российский психологический журнал. 2019. № 16 (3). С. 59–71. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.3.5

Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н., Якупова В. А. Развитие саморегуляции у дошкольников: методическое пособие. 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2019.

Веракса А. Н., Чичинина Е. А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID 19 // Современное дошкольное образование. 2022. № 2 (110). С. 30–39. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

Лурия А. Р. Внимание и память: материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Лурия А. Р. Психология как историческая наука. К вопросу об исторической природе психологических процессов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3-1. С. 199–215.

Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 1. С. 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Потанина А. М., Ишмуратова Ю. А. Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации) // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 15–30. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0302

Первичко Е. И., Митина О. В., Степанова О. Б., Конюховская И. Е., Шишкова И. М., Дорохов Е. А. Представления о пандемии COVID-19 и психологический дистресс у граждан России весной 2020 года // Consortium Psychiatricum. 2022. Т. 3, № 2. С. 70–86. https://doi.org/10.17816/CP136

Albertson K., Shore C. Holding in mind conflicting information: Pretending, working memory, and executive control // Journal of Cognition and Development. 2008. Vol. 9 (4). P. 390–410. https://doi.org/10.1080/15248370802678240

Alloway T. P., Carpenter R. K. The relationship among children’s learning disabilities, working memory, and problem behaviours in a classroom setting: Three ree case studies // The Educational and Developmental Psychologist. 2020. Vol. 37 (1). P. 4–10.

Baddeley A. D. Working memory. Oxford: Clarendon Press, 1986. (Oxford Psychology Series. 11).

Baddeley A. Working memory and language: An overview // Journal of communication disorders. 2003. Vol. 36 (3). P. 189–208.

Bao C., Cowan N. Generalization of Skill for a Working Memory Recognition Procedure in Children: The Benefit of Starting wiTheasy Materials // Journal of Intelligence. 2023. Vol. 11 (3). P. 56.

Bergmann C., Dimitrova N., Alaslani K., Almohammadi A., Alroqi H., Aussems S., Mani N. Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries // Scientific reports. 2022. Vol. 12 (1). P. 2015.

Bull R., Scerif G. Developmental neuropsychology executive functioning as a predictor of children’s mathematics ability: Inhibition, switching, and working memory // Developmental Neuropsychology. 2001. Vol. 19 (3). P. 273–293. https://doi.org/10.1207/S15326942DN1903_3

Chichinina E., Gavrilova M. Growth of executive functions in preschool-age children during the COVID-19 lockdown: Empirical evidence // Psychology in Russia: State of the art. 2023. Vol. 15 (2). P. 124–136.

Cowan N. Working memory and child development with its windfalls and pitfalls // Memory in Science for Society: There Is Nothing as Practical As a Good Theory. Oxford: Oxford University Press, 2023. P. 215.

Cowan N. Working memory underpins cognitive development, learning, and education // Educational psychology review. 2014. Vol. 26. P. 197–223.

Cowan N., Morey C. C., AuBuchon A. M., Zwilling C. E., Gilchrist A. L. Seven‐year‐olds allocate attention like adults unless working memory is overloaded // Developmental science. 2010. Vol. 13 (1). P. 120–133.

Ericsson K. A., Kintsch W. Long-term working memory // Psychological review. 1995. Vol. 102 (2). P. 211.

Finch J. E. Do schools promote executive functions? Differential working memory growth across school-year and summer months // AERA Open. 2019. Vol. 5 (2). P. 2332858419848443.

Forsberg A., Adams E. J., Cowan N. The role of working memory in long-term learning: Implications for childhood development // Psychology of Learning and Motivation. 2021. Vol. 74. P. 1–45.

Gonthier C., Zira M., Colé P., Blaye A. Evidencing the developmental shift from reactive to proactive control in early childhood and its relationship to working memory // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 177. P. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.07.001

Holmes J., Gathercole S. E., Dunning D. L. Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children // Developmental Science. 2009. Vol. 12 (4). P. 9–15. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2009.00848.x

Kamijo K., Pontifex M. B., O’Leary K. C., Scudder M. R., Wu C. T., Castelli D. M., Hillman C. H. The effects of an afterschool physical activity program on working memory in preadolescent children // Developmental Science. 2011. Vol. 14 (5). P. 1046–1058. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2011.01054.x

Koinova-Zoellner J., Kalimullin A., Gospodinov B., Procházka M., Vasilieva L. Pedagogical senses of digital learning in the context of the COVID-19 pandemic: Case studies of several Eastern European countries // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. No. 14 (9). P. 1355– 1364.

Korkman M., Kirk U., Kemp S. Nepsy-II. Administrative manual. San Antonio: Pearson, 2007.

Leibold L. J., Buss E. Masked speech recognition in school-age children // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1981.

Lensing N., Elsner B. Development of hot and cool executive functions in middle childhood: Three ree-year growth curves of decision making and working memory updating // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 173. P. 187–204. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.04.002

Lewis F. C., Reeve R. A., Kelly S. P., Johnson K. A. Evidence of substantial development of inhibitory control and sustained attention between 6 and 8 years of age on an unpredictable Go/No-Go task // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. Vol. 157. P. 66–80. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2016.12.008

Mettler H. M., Mary A. L. T., Shelley G. R. A. Y., Hogan T. P., Green S., Cowan N. Phonological working memory and sentence production in school-age children with typical language, dyslexia, and comorbid dyslexia and developmental language disorder // Journal of Child Language. 2022. October 19. P. 1–35.

Nelson K. J. Variations in children’s concepts by age and category // Child Development. 1974. Vol. 45. P. 577–584.

Nikitin I. V., Lavrenyuk E. N. Exploring educators’ views on professional deficiencies in education quality assessment // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. No. 2 (1–2). P. 30–48. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0203

Paas F., Merriënboer J. J. van. Cognitive-load theory: Methods to manage working memory load in the learning of complex tasks // Current Directions in Psychological Science. 2020. Vol. 29 (4). P. 394–398.

Peng P., Namkung J., Barnes M., Sun C. A meta-analysis of mathematics and working memory: Moderating effects of working memory domain, type of mathematics skill, and sample characteristics // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 108 (4). P. 455.

Perez M. M. Incidental vocabulary learning through viewing video: The role of vocabulary knowledge and working memory // Studies in Second Language Acquisition. 2020. Vol. 42 (4). P. 749–773.

Sun X., Updegraff K. A., McHale S. M., Hochgraf A. K., Gallagher A. M., Umaña-Taylor A. J. Implications of COVID-19 school closures for sibling dynamics among US Latinx children: A prospective, daily diary study // Developmental psychology. 2021. Vol. 57 (10). P. 1708.

Träff U., Olsson L., Skagerlund K., Skagenholt M., Östergren R. Logical reasoning, spatial processing, and verbal working memory: Longitudinal predictors of physics achievement at age 12–13 years // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1929.


References

Abakumova, I. V., Godunov, M. V., Golubova, V. M. (2019). Theoretical approaches towards the study of uncertainty effects in the process of personality development meaning regulation. Russian Psychological Journal, 16 (3), 59–71. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.3.5 (In Russian)

Albertson, K., Shore, C. (2008). Holding in mind conflicting information: Pretending, working memory, and executive control. Journal of Cognition and Development, 9 (4), 390–410. https://doi.org/10.1080/15248370802678240

Alloway, T. P., Carpenter, R. K. (2020). The relationship among children’s learning disabilities, working memory, and problem behaviors in a classroom setting: Three case studies. The Educational and Developmental Psychologist, 37 (1), 4–10.

Almazova, O. V., Bukhalenkova, D. A., Veraksa, A. N., Yakupova, V. A. Development of self-regulation in preschool children: a methodological manual. 5–7 years. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2019. (In Russian)

Baddeley, A. (2003). Working memory and language: An overview. Journal of Communication Disorders, 36 (3), 189–208. https://doi.org/10.1016/S0021-9924(03)00019-4

Baddeley, A. D. (1986). Working Memory. Oxford, Clarendon Press.

Bao, C., Cowan, N. (2023). Generalization of skill for a working memory recognition procedure in children: The benefit of starting wiTheasy materials. Journal of Intelligence, 11 (3), 56.

Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani, K., Almohammadi, A., Alroqi, H., Aussems, S., Mani, N. (2022). Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries. Scientific Reports, 12 (1), 2015.

Bull, R., Scerif, G. (2001). Developmental neuropsychology executive functioning as a predictor of children’s mathematics ability: Inhibition, switching, and working memory. Developmental Neuropsychology, 19 (3), 273–293.

Chichinina, E., Gavrilova, M. (2023). Growth of executive functions in preschool-age children during the COVID-19 lockdown: Empirical evidence. Psychology in Russia: State of the art, 15 (2), 124–136.

Cowan, N. (2014). Working memory underpins cognitive development, learning, and education. Educational Psychology Review, 26, 197–223.

Cowan, N. (2023). Working memory and child development with its windfalls and pitfalls. In: Memory in science for society: There is nothing as practical as a good theory (pp. 215–225). Oxford, Oxford University Press.

Cowan, N., Morey, C. C., AuBuchon, A. M., Zwilling, C. E., Gilchrist, A. L. (2010). Seven-year-olds allocate attention like adults unless working memory is overloaded. Developmental Science, 13 (1), 120–133.

Ericsson, K. A., Kintsch, W. (1995). Long-term working memory. Psychological review, 102 (2), 211.

Finch, J. E. (2019). Do schools promote executive functions? Differential working memory growth across school-year and summer months. AERA Open, 5 (2), 2332858419848443.

Forsberg, A., Adams, E. J., Cowan, N. (2021). The role of working memory in long-term learning: Implications for childhood development. Psychology of Learning and Motivation, 74, 1–45.

Gonthier, C., Zira, M., Colé, P., Blaye, A. (2019). Evidencing the developmental shift from reactive to proactive control in early childhood and its relationship to working memory. Journal of Experimental Child Psychology, 177, 1–16. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.07.001

Holmes, J., Gathercole, S. E., Dunning, D. L. (2009). Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children. Developmental Science, 12 (4), 9–15. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2009.00848.x

Kamijo, K., Pontifex, M. B., O’Leary, K. C., Scudder, M. R., Wu, C. T., Castelli, D. M., Hillman, C. H. (2011). The effects of an afterschool physical activity program on working memory in preadolescent children. Developmental Science, 14 (5), 1046–1058. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2011.01054.x

Koinova-Zoellner, J., Kalimullin, A., Gospodinov, B., Procházka, M., Vasilieva, L. (2021). Pedagogical senses of digital learning in the context of the COVID-19 pandemic: Case studies of several Eastern European countries. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 14 (9), 1355–1364.

Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S. (2007). Nepsy-II. Administrative manual. San Antonio, Pearson.

Leibold, L. J., Buss, E. (2019). Masked speech recognition in school-age children. Frontiers in Psychology, 10, 1981.

Lensing, N., Elsner, B. (2018). Development of hot and cool executive functions in middle childhood: Three ree-year growth curves of decision making and working memory updating. Journal of Experimental Child Psychology, 173, 187–204. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.04.002

Lewis, F. C., Reeve, R. A., Kelly, S. P., Johnson, K. A. (2017). Evidence of substantial development of inhibitory control and sustained attention between 6 and 8 years of age on an unpredictable Go/No-Go task. Journal of Experimental Child Psychology, 157, 66–80. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2016.12.008.

Luriia, A. R. (1975). Attention and memory: materials for a course of lectures on general psychology. Moscow, Moscow University Press. (In Russian)

Luriia, A. R. (2017). Psychology as a historical science. On the question of historical nature of psychological processes. Historical and Social Educational Ideas, 9 (3-1), 199–215. (In Russian)

Mettler, H. M., Mary, A. L. T., Shelley, G. R. A. Y., Hogan, T. P., Green, S., Cowan, N. (2022). Phonological working memory and sentence production in school-age children with typical language, dyslexia, and comorbid dyslexia and developmental language disorder. Journal of Child Language, Oct. 19, 1–35.

Morosanova, V. I. (2021). Conscious self-regulation as a meta-resource for achieving goals and solving the problems of human activity. Moscow University Psychology Bulletin, 14 (1), 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01 (In Russian)

Morosanova, V. I., Bondarenko, I. N., Potanina, A. M., Ishmuratova, Iu. A. Conscious self-regulation in the system of predictors of success in the Russian language at school (general model and its modifications). National Psychological Journal, 3 (43), 15–30. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0302 (In Russian)

Nelson, K. J. (1974). Variations in children’s concepts by age and category. Child Development, 45, 577–584.

Nikitin, I. V., Lavrenyuk, E. N. (2022). Exploring educators’ views on professional deficiencies in education quality assessment. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2 (1–2), 30–48. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0203

Paas, F., Merriënboer, J. J. van. (2020). Cognitive-load theory: Methods to manage working memory load in the learning of complex tasks. Current Directions in Psychological Science, 29 (4), 394–398.

Peng, P., Namkung, J., Barnes, M., Sun, C. (2016). A meta-analysis of mathematics and working memory: Moderating effects of working memory domain, type of mathematics skill, and sample characteristics. Journal of Educational Psychology, 108 (4), 455.

Perez, M. M. (2020). Incidental vocabulary learning through viewing video: The role of vocabulary knowledge and working memory. Studies in Second Language Acquisition, 42 (4), 749–773.

Pervichko, E. I., Mitina, O. V., Stepanova, O. B., Koniukhovskaia, I. E., Shishkova, I. M., Dorokhov, E. A. (2022). Perceptions of the COVID-19 pandemic and psychological distress among Russian citizens in the spring of 2020. Consortium Psychiatricum, 3 (2), 70–86. https://doi.org/10.17816/CP136 (In Russian)

Sun, X., Updegraff, K. A., McHale, S. M., Hochgraf, A. K., Gallagher, A. M., Umaña-Taylor, A. J. (2021). Implications of COVID-19 school closures for sibling dynamics among US Latinx children: A prospective, daily diary study. Developmental psychology, 57 (10), 1708.

Träff, U., Olsson, L., Skagerlund, K., Skagenholt, M., Östergren, R. (2019). Logical reasoning, spatial processing, and verbal working memory: Longitudinal predictors of physics achievement at age 12–13 years. Frontiers in Psychology, 10, 1929.

Veraksa, A. N., Chichinina, E. A. Comparison of digital device usage by preschool children before and during the COVID-19 pandemic. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie, 2 (110), 30–39. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.09.2023

Как цитировать

Гаврилова, М., & Чичина, Е. (2023). Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 396–410. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.307

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования