Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах

  • Екатерина Будрина Институт психологии РАН, Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

Аннотация

Исследование направлено на проверку предположения о том, что когнитивные стили (КС) матери и отца избирательно связаны с выраженностью КС ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах. В исследовании КС детей, проведенного методом продольных срезов, был осуществлен сбор данных по проблеме сопряженности стилевых характеристик родителей и детей. Изучались КС: «импульсивность — рефлективность» (с помощью методики «Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана), «полезависимость — поленезависимость» (методика «Фигуры Готтшальдта»), «гибкий — ригидный познавательный контроль» (методика «Словесно-цветовой интерференции» Дж.Струпа), «узкий — широкий диапазон эквивалентности» (методика «Свободная сортировка слов» В.Колги). Выборку составили 24 полных семьи (48 родителей) и их дети (12 сыновей и 12 дочерей); гипотеза проверялась с применением факторного анализа показателей КС детей и родителей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном и младшем подростковом возрастах в КС «импульсивность — рефлективность» у ребенка сохраняется связь с КС отца, а в КС «полезависимость — поленезависимость» в младшем подростковом возрасте — с КС матери, причем в обоих стилях эта взаимосвязь имеет положительный характер. В КС «гибкий — ригидный познавательный контроль» и «узкий — широкий диапазон эквивалентности» в младшем школьном возрасте на формирование КС ребенка оказывают влияние оба родителя, а в младшем подростковом возрасте данные КС ребенка и родителей оказываются уже не связанными между собой. Можно предположить, что это говорит о разной природе КС. Одни стили относятся к базовым, и связь с отцом или матерью в той или иной мере будет сохраняться и в дальнейшем. А другие стили относятся к социальным, и с возрастом на их формирование оказывает влияние социальная среда, в которой находится ребенок. Данное исследование, таким образом, поднимает вопросы о необходимости уточнить представление о механизмах формирования стилевого поведения в онтогенезе, в частности под влиянием фактора семейной микросреды, что может далее расширить возможности в направлении изучения индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, а также учитываться в практических областях образования, педагогики, детской психологии и т.п.

Ключевые слова:

когнитивные стили родителей и детей, импульсивность — рефлективность, узкий — широкий диапазон эквивалентности, полезависимость — поленезависимость, гибкий — ригидный познавательный контроль, младший школьный возраст, младший подростковый возраст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Баландина Л.Л. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. No 1. С. 55–65.

Барышева Т.А., Матюшичев И.Ю., Матюшичева М.И. Взаимосвязь когнитивных стилей и социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте // Научное мнение. 2021. No 4. C. 62–69. https://doi.org/10.25807/22224378_2021_4_62

Будрина Е.Г. Динамика интеллектуальных способностей в подростковом возрасте: ресурсный подход // Итоговая научная конференция Института психологии РАН: материалы конференции / Российская академия наук, Институт психологии РАН; отв. ред.: А.Л.Журавлев, Т.И.Артемьева. М., 2010. С. 148–164.

Будрина Е.Г. Специфика когнитивного стиля «импульсивность/рефлективность» в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 535–545.

Будрина Е.Г., Кузнецова М.А. Связь когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности с академической успеваемостью в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, No 4. С. 87–91.

Волкова Н.Н., Гусев А.Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. No 2 (22). С. 28–37.

Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. No 6. С. 140–146.

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 3-е изд. М.: Юрайт, 2018.

Чистикова М.А. Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, No 3. С. 6–12.

Яблокова А.В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе. Вологда: ВоГУ, 2021.

Cools E. A reflection on the future of the cognitive style field: A proposed research agenda // Reflecting Education. 2009. No. 5. P. 19–34.

Corah N.L. Differentiation in children and their parents // Journal of Personality. 1965. No. 33. P. 300–308.

Dyk R.B., Witkin H.A. Family experiences related to the development of differentiation in children // Child Development. 1965. No. 36. P. 21–55.

Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G. S., Linton H.B., Spence D.P. Cognitive control: A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. Vol. 1. New York, 1959.

Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities. Psychological Issues. Monograph 4. Vol. 2. Madison, 1961.

Hooper F.H., Hooper J.O., Colbert K.K. Personality and memory correlates of intellectual functioning: Young adulthood to old age. Basel; New York: S. Karger, 1984.

Kagan J., Moss H.A., Sigel I.E. Psychological significance of styles of conceptualization // Wright J.C., Kagan J. (eds) Basic cognitive processes in children: monograph of the Society for Research in Child Development. 1963. No. 28 (2, Whole No. 86). P. 73–112.

Larsen W.W. The relationship of reflection — impulsivity to intelligence and field dependence in older adults // Journal of Personality. 1982. Vol. 111 (1). P. 31–34.

Oliver R.O. Parental influence on children’s cognitive style. Ames: Iowa State University, 1974.

Scallon R.J., Herron W.G. Field articulation of enuretic boys and their mothers // Perceptual and Motor Skills. 1969. No. 28. P. 407–413.

Schaffer M.C. Parent-child similarity in psychological differentiation: unpublished doctoral dissertation. West Lafayette: Purdue University, 1969.

Witkin H.A. Origins of cognitive style // C. Sheerer (ed.) Cognition: Theory, research, promise. New York: Harper & Row, 1964. P. 172–205.

Witkin H.A., Dyk R., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation. New York: John Wiley & Sons, 1962.

Witkin H.A., Lewis H.B., Hertzman M., Machover K., Meissner P.B., Wapner S. Personality through perception. New York: Harper & Brothers, 1954.


References

Balandina, L.L. (2015). Features of the manifestation of the cognitive style “impulsivity — reflexivity” and its relationship with the intellect and personal characteristics of preschoolers. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 1, 55−65. (In Russian)

Barysheva, T.A., Matiushichev, I.Iu., Matiushicheva, M.I. (2021). The relationship between cognitive styles and socio-psychological adaptation in primary school age. Nauchnoe mnenie, 4, 62−69. https://doi.org/10.25807/22224378_2021_4_62 (In Russian)

Budrina, E.G. (2010). Dynamics of intellectual abilities in adolescence: a resource-based approach. In: A.L.Zhuravlev, T.I.Artemieva (eds). Final scientific conference of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Conference materials (pp. 148−164). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Budrina, E.G., Kuznetsova, M.A. (2018). The relationship of cognitive style narrow — wide range of equivalence with academic performance in primary school and early adolescence. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika, 24 (4), 87−91. (In Russian)

Budrina, E.G. (2020). Specificity of the cognitive style “impulsivity/reflectivity” in primary school and early adolescence. Human abilities and mental resources in the world of global changes (pp. 535−545). Moscow, Institute of Psychology RAS Press Publ. (In Russian)

Chistikova, M.A. (2017). Cognitive style and intellectual and creative development of first graders. Teoreticheskaia i eksperimental’naia psikhologiia, 10 (3), 6–12. (In Russian)

Cools, E. (2009). A reflection on the future of the cognitive style field: A proposed research agenda. Reflecting Education, 5, 19–34.

Corah, N.L. (1965). Differentiation in children and their parents. Journal of Personality, 33, 300−308.

Dyk, R.B., Witkin, H.A. (1965). Family experiences related to the development of differentiation in children. Child Development, 36, 21−55.

Gardner, R.W., Holzman, P. S., Klein, G. S., Linton, H.B., Spence, D.P. (1959). Cognitive control; A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues, monograph 4, vol. 1. New York.

Gardner, R.W., Jackson, D.N., Messick, S.J. (1961). Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities. Psychological Issues, monograph 4, vol. 2. Madison.

Hooper, F.H., Hooper, J.O., Colbert, K.K. (1984). Personality and memory correlates of intellectual functioning: Young adulthood to old age. Basel; New York, S. Karger.

Kagan, J., Moss, H.A., Sigel, I.E. (1963). Psychological significance of styles of conceptualization. In: J.C.Wright, J.Kagan (eds). Basic cognitive processes in children. Monograph of the Society for Research in Child Development, 28, (2, Whole No. 86), 73−112.

Kholodnaia, M.A. (2018). Cognitive Styles. On the nature of the individual mind. 3rd ed. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Kornilova, T.V., Paramei, G.V. (1989). Approaches to the study of cognitive styles: twenty years later. Voprosy psikhologii, 6, 140–146. (In Russian)

Larsen, W.W. (1982). The relationship of reflection — impulsivity to intelligence and field dependence in older adults. Journal of Personality, 3 (1), 31−34.

Oliver, R.O. (1974). Parental influence on children’s cognitive style, Ames, Iowa State University.

Scallon, R.J., Herron, W.G. (1969). Field articulation of enuretic boys and their mothers. Perceptual and Motor Skills, 28, 407−413.

Schaffer, M.C. (1969). Parent-child similarity in psychological differentiation, unpublished doctoral dissertation, West Lafayette, Purdue University.

Volkova, N.N., Gusev, A.N. (2016). Cognitive styles: discussion questions and problems of study. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 2 (22), 28−37. (In Russian)

Witkin, H.A., Dyk, R., Faterson, H.F., Goodenough, D.R., Karp, S.A. (1962). Psychological differentiation. New York, John Wiley & Sons.

Witkin, H.A., Lewis, H.B., Hertzman, M., Machover, K., Meissner, P.B., Wapner, S. (1954). Personality through perception. New York, Harper & Brothers.

Witkin, H.A. (1964). Origins of cognitive style. In: C. Sheerer (ed.), Cognition: Theory, research, promise (pp. 172−205). New York, Harper & Row.

Iablokova, A.V. (2021). Cognitive styles in the structure of psychological readiness for schooling. Vologda, VoGU Publ. (In Russian)

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Будрина , Е. (2021). Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(4), 356-370. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.405
Раздел
Эмпирические и экспериментальные исследования