Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.303Аннотация
В России образовательная миграция занимает четвертое место среди причин миграции. В процессе такой миграции студенты испытывают стрессы, аналогичные стрессам студентов-россиян, связанные с прохождением возрастных этапов развития, академическое напряжение, усиленный переездом и отделением от значимых людей, и стрессы, присущие процессу миграции, в том числе аккультурационный, связанный с попаданием в незнакомую культуру и необходимостью оперировать сложными понятиями на малознакомом языке. Аккультурационный стресс может перетечь в кумулятивный, если затянется. Перечисленные виды стресса оказывают влияние на здоровье студентов. Российские вузы заинтересованы в выпуске не только эрудированных, но и здоровых специалистов, потенциальных сограждан. В данной статье приведены данные экспериментального исследования особенностей формирования у студентов-мигрантов невротических расстройств, алекситимии, ситуационной и личностной тревожности в связи с уровнем и сроками адаптации для определения мишеней первостепенного воздействия и коррекции, освещены вопросы взаимосвязи неврозов, тревожности и алекситимии. Исследование включало выборку студентов, проживающих во время исследования в Новосибирске, 109 студентов-мигрантов из стран Средней Азии 1–3-го курсов обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90). Использовались методики: Торонтская алекситимическая шкала — 26, шкала тревоги Спилбергера — Ханина, STAI, опросник экспресс-диагностики невроза Хека — Хесса, BFB. Достоверность различий между отдельными показателями в группах определялась с помощью U-критерия Манна — Уитни, уровень взаимосвязей — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Исследование показало высокий уровень тревожности, алекситимии и невротических реакций у слабо адаптированных студентов-мигрантов. Более адаптированные студенты-мигранты показали более низкие показатели алекситимии и тревожности при сохранении высоких показателей предрасположенности к невротическим расстройствам при затягивании сроков аккультурации. Таким образом, важными мишенями коррекции становятся сроки адаптации. Одним из вариантов коррекционной работы является проведение мероприятий и тренингов, повышающих осведомленность о российской культуре и менталитете.
Ключевые слова:
студенты-мигранты, адаптация, алекситимия, тревожность, невроз
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.