Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов

Авторы

  • Елена Вакнин Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48
  • Аклима Султанова Новосибирский государственный медицинский университет, Российская Федерация, 630091, Новосибирск, Красный пр., 52
  • Елена Тагильцева Новосибирский государственный медицинский университет, Российская Федерация, 630091, Новосибирск, Красный пр., 52

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.303

Аннотация

В России образовательная миграция занимает четвертое место среди причин миграции. В процессе такой миграции студенты испытывают стрессы, аналогичные стрессам студентов-россиян, связанные с прохождением возрастных этапов развития, академическое напряжение, усиленный переездом и отделением от значимых людей, и стрессы, присущие процессу миграции, в том числе аккультурационный, связанный с попаданием в незнакомую культуру и необходимостью оперировать сложными понятиями на малознакомом языке. Аккультурационный стресс может перетечь в кумулятивный, если затянется. Перечисленные виды стресса оказывают влияние на здоровье студентов. Российские вузы заинтересованы в выпуске не только эрудированных, но и здоровых специалистов, потенциальных сограждан. В данной статье приведены данные экспериментального исследования особенностей формирования у студентов-мигрантов невротических расстройств, алекситимии, ситуационной и личностной тревожности в связи с уровнем и сроками адаптации для определения мишеней первостепенного воздействия и коррекции, освещены вопросы взаимосвязи неврозов, тревожности и алекситимии. Исследование включало выборку студентов, проживающих во время исследования в Новосибирске, 109 студентов-мигрантов из стран Средней Азии 1–3-го курсов обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90). Использовались методики: Торонтская алекситимическая шкала — 26, шкала тревоги Спилбергера — Ханина, STAI, опросник экспресс-диагностики невроза Хека — Хесса, BFB. Достоверность различий между отдельными показателями в группах определялась с помощью U-критерия Манна — Уитни, уровень взаимосвязей — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Исследование показало высокий уровень тревожности, алекситимии и невротических реакций у слабо адаптированных студентов-мигрантов. Более адаптированные студенты-мигранты показали более низкие показатели алекситимии и тревожности при сохранении высоких показателей предрасположенности к невротическим расстройствам при затягивании сроков аккультурации. Таким образом, важными мишенями коррекции становятся сроки адаптации. Одним из вариантов коррекционной работы является проведение мероприятий и тренингов, повышающих осведомленность о российской культуре и менталитете.

Ключевые слова:

студенты-мигранты, адаптация, алекситимия, тревожность, невроз

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Астапов В.М., Вакнин Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020.

Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Карвасарский Б.Д., Карпова Э.Б., Корепанова Т.Г., Крылова Г.С., Тархан А.У., Чехлатый Е.И., Шифрин В.Б. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, 2005.

Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. Вып. 53. С. 59–68.

Киселева Л.Т. Особенности эмоционального реагирования мигрантов как фактор, снижающий успех адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. Т. 1 (90). С. 9–14.

Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Городец, 2016.

Овчинников А.А. Особенности психологической адаптации студентов-мигрантов: психосоматические проблемы // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2014. Вып. 3. С. 15.

Потапова Н.А., Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., Адамович Е.И. Проблемы изучения явлений алекситимии в психологии // Природные системы и ресурсы. 2016. Т. 2 (16). С. 65–73.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2006.

Султанова А.Н. Расстройства адаптации у мигрантов // Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием. Томск, 2014. С. 154–157.

Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов // Актуальные вопросы психиатрии, неврологии и клинической психологии. Тамбов, 2019. С. 151–153.

Bonnet A., Bréjard V., Pasquier A., Pedinielli J.L. Affectivité et alexithymie: deux dimensions explicatives des relations entre symptômes dépressifs et anxieux // Encephale. 2012. Vol. 38 (3). P. 187–193. http://doi.org/10.1016/j.encep.2011.03.006

Förster K., Enneking V., Dohm K., Redlich R., Meinert S., Geisler A.I., Leehr E.J., Kugel H., Baune B.T., Arolt V., Zwitserlood P., Grotegerd D., Dannlowski U. Brain Structural correlates of alexithymia in patients with major depressive disorder // J.Psychiatry Neurosci. 2020. Vol. 45 (2). P. 117–124. http://doi.org/10.1503/jpn.190044

Karukivi M., Hautala L., Kaleva O., Haapasalo-Pesu K.M., Liuksila P.R., Joukamaa M., Saarijärvi S. Alexithymia is associated with anxiety among adolescents // J.Affect. Disord. 2010. Vol. 125 (1–3). P. 383– 387. http://doi.org/10.1016/j.jad.2010.02.126

Marchesi C., Brusamonti E., Maggini C. Are alexithymia, depression, and anxiety distinct constructs in affective disorders? // J. Psychosom. Res. 2000. Vol. 49 (1). P. 43–49. http://doi.org/10.1016/s0022-3999(00)00084-2

Motan I., Gençöz T. Aleksitimi Boyutlarinin Depresyon ve Anksiyete Belirtileri ile Ilişkileri // Turk Psikiyatri Derg. 2007. Vol. 18 (4). P. 333–343.

Rutten E.A., Bachrach N., van Balkom A.J., Braeken J., Ouwens M.A., Bekker M.H. Anxiety, depression and autonomy-connectedness: The mediating role of alexithymia and assertiveness // Psychol Psychother. 2016. Vol. 89 (4). P. 385–401. http://doi.org/10.1111/papt.12083

Šago D., Babić G., Bajić Ž., Filipčić I. Panic Disorder as Unthinkable Emotions: Alexithymia in Panic Disor- der, a Croatian Cross-Sectional Study // Front Psychiatry. 2020. Vol. 11. P. 466. http://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00466

Sfeir E., Geara C., Hallit S., Obeid S. Alexithymia, aggressive behavior and depression among Lebanese ado- lescents: A cross-sectional study // Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2020. Vol. 14. P. 32. http://doi.org/10.1186/s13034-020-00338-2

Tang W., Hu T., Yang L., Xu J. The role of alexithymia in the mental health problems of home-quarantined university students during the COVID-19 pandemic in China // Pers. Individ. Dif. 2020. Vol. 165. P. 110131. http://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110131

Troisi A., D’Argenio A., Peracchio F., Petti P. Insecure attachment and alexithymia in young men with mood symptoms // J.Nerv. Ment. Dis. 2001. Vol. 189 (5). P. 311–316. http://doi.org/10.1097/00005053-200105000-00007


References

Astapov, V.M., Vaknin, E.E. (2020). Emotional disorders in childhood and adolescence. Trevozhnye rasstroistva: uchebnoye posobie dlia vuzov. Moscow, Yurait Publ. (In Russian)

Bonnet, A., Bréjard, V., Pasquier A., Pedinielli, J.L. (2012). Affectivité et alexithymie: deux dimensions explicatives des relations entre symptômes dépressifs et anxieux. Encephale, 38 (3), 187–193. http://doi.org/10.1016/j.encep.2011.03.006

Eres’ko, D.B., Isurina, G.L., Kaidanovskaya, E.V., Karvasarskii, B.D., Karpova, E.B., Korepanova, T.G., Krylova, G. S., Tarkhan, A.U., Chekhlatyi, E.I., Shifrin, V.B. (2005). Aleksitimiia i metody ee opredeleniia pri pogranichnykh psikhosomaticheskikh rasstroistvakh. St. Petersburg: V.M.Bekhterev National Research Medical Center for Psychiatry and Neurology Press. (In Russian)

Förster, K., Enneking, V., Dohm, K., Redlich, R., Meinert, S., Geisler, A.I., Leehr, E.J., Kugel, H., Baune, B.T., Arolt, V., Zwitserlood, P., Grotegerd, D., Dannlowski, U. (2020). Brain Structural correlates of alexithymia in patients with major depressive disorder. J. Psychiatry Neurosci., 45 (2), 117–124. http://doi.org/10.1503/jpn.190044

Iskusnykh, A. Yu. (2015). Alexithymia. Causes and risks of the disorder. Lichnost’, sem’ia i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 53, 59–68. (In Russian)

Karukivi, M., Hautala, L., Kaleva, O., Haapasalo-Pesu, K.M., Liuksila, P.R., Joukamaa, M., Saarijärvi, S. (2010). Alexithymia is associated with anxiety among adolescents. J. Affect. Disord. , 125 (1–3), 383– 387. http://doi.org/10.1016/j.jad.2010.02.126

Kiseleva, L.T., Ovchinnikov, A.A., Sultanova, A.N. (2016). Features of the emotional response of migrants as a factor that reduces the success of adaptation. Sibirskii vestnik psikhiatrii i narkologii, 1 (90), 9–14. (In Russian)

Marchesi, C., Brusamonti, E., Maggini, C. (2000). Are alexithymia, depression, and anxiety distinct constructs in affective disorders? J. Psychosom. Res. , 49 (1), 43–49. http://doi.org/10.1016/s00223999(00)00084-2

Mendelevich, V.D., Solov’eva, S.L. (2016). Nevrozologiia i psikhosomaticheskaia meditsina . Moscow, Gorodets Publ. (In Russian)

Motan, I., Gençöz, T. (2007). Aleksitimi Boyutlarinin Depresyon ve Anksiyete Belirtileri ile Ilişkileri. Turk. Psikiyatri Derg, 18 (4), 333–343.

Ovchinnikov, A.A. (2014) Features of psychological adaptation of migrant students: psychosomatic problems. Meditsina i obrazovaniie v Sibiri: setevoe nauchnoe izdaniie, 3, 15. (In Russian)

Potapova, N.A., Grekhov, R.A., Suleimanova, G.P., Adamovich, E. I. (2016) Problems of studying the phenomena of alexithymia in psychology. Prirodnye sistemy i resursy, 2 (16), 65–73. (In Russian)

Raigorodskii, D.Ya. (2006). Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Samara, Bakhrakh-M Publ. (In Russian)

Rutten, E.A., Bachrach, N., van Balkom, A.J., Braeken, J., Ouwens, M.A., Bekker M.H. (2016). Anxiety, depression and autonomy-connectedness: The mediating role of alexithymia and assertiveness. Psychol. Psychother. , 89 (4), 385–401. http://doi.org/10.1111/papt.12083

Šago, D., Babić, G., Bajić, Ž, Filipčić, I. (2020). Panic Disorder as Unthinkable Emotions: Alexithymia in Panic Disorder, a Croatian Cross-Sectional Study. Front Psychiatry, 11, 466. http://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00466

Sfeir, E., Geara, C., Hallit, S., Obeid, S. (2020). Alexithymia, aggressive behavior and depression among Lebanese adolescents: A cross-sectional study. Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health, 14, 32. http://doi.org/10.1186/s13034-020-00338-2

Sultanova, A.N. (2014) Adaptation disorders in migrants. In: Psikhicheskoe zdorov’e v sovremennom mire: sbornik tezisov II Rossiiskoi konferentsii s uchastiem mezhdunarodnykh organizatsii (pp. 154–157), Tomsk. (In Russian)

Sultanova, A.N., Tagil’tseva, E.V. (2019) The relationship of emotional intelligence and academic performance of students. Aktual’nyye voprosy psikhiatrii, nevrologii i klinicheskoy psikhologii (pp. 151–153), Tambov. (In Russian)

Tang, W., Hu, T., Yang, L., Xu, J. (2020). The role of alexithymia in the mental health problems of home-quarantined university students during the COVID-19 pandemic in China. Pers. Individ. Dif. , 165, 110131. http://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110131

Troisi, A., D’Argenio, A., Peracchio, F., Pettim, P. (2001). Insecure attachment and alexithymia in young men with mood symptoms. J. Nerv. Ment. Dis. , 189 (5), 311–316. http://doi.org/10.1097/00005053-200105000-00007

Загрузки

Опубликован

14.10.2021

Как цитировать

Вакнин, Е., Султанова, А., & Тагильцева, Е. (2021). Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(3), 238–249. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.303

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования