Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология https://psyjournal.spbu.ru/ <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологической науки и адресованный профессиональному психологическому сообществу, а также ученым, работающим в смежных областях.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями <a title="Лицензионный Договор" href="/about/submissions#LicenseAgreement" target="_blank" rel="noopener">Лицензионного Договора</a> с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> vestnik16@gmail.com (Гришина Наталия Владимировна) vestnik16@gmail.com (Аванесян Марина Олеговна) Срд, 01 Янв 2020 16:32:22 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Предисловие https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6327 Наталия Гришина Copyright (c) 2019 Наталия Владимировна Гришина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6327 Чтв, 26 Дек 2019 21:14:52 +0300 Самоизменение: психологический статус и возможности измерения https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6328 <p>Статья посвящена теоретическому осмыслению содержания понятия «самоизменение»в психологической науке. Осуществлен обзор эмпирических исследований проблемыпроизвольных личностных изменений (самоизменений), в ходе которого показано,что традиционно проблема самоизменений изучалась в рамках клинических и при-кладных областей психологии, как правило, в контексте борьбы с разного рода зави-симостями, личностными изменениями в ходе психотерапии. Выявлено, что в настоя-щее время проблема самоизменений личности из области клинических исследованийраспространилась на сферы психологии личности, психологии развития и социальнойпсихологии, где все большую силу набирает представление о том, что личностные из-менения являются не столько результатом конкретных жизненных событий или изменений социальных ролей, сколько происходят благодаря активности самой личности.Проведен анализ дефиниций понятий «саморазвитие», «саморегуляция», «самодетер-минация» «инициатива личностного роста» (Personal Growth Initiative), рассмотреносоотношение представленных категорий с понятием «самоизменение». Показано, чтостатус понятия «самоизменение» сегодня не определен, тесно связан с пониманиемдругих самопроцессов, но не тождествен им. В заключительной части статьи авторамипроанализированы и описаны основные методические подходы к исследованию само-изменений. Отмечается, что подходы к изучению самоизменений личности широковарьируют от анализа специализированных для каждой проблемы опросников и само-отчетов в клинических областях психологии до анализа глубинных интервью и нар-ративов в феноменологических исследованиях. Представлены подходы, связанныес изучениемцелей личностных изменений (Н. Хадсон, Б. Робертс), стремления личности к изменениям (Д. А. Леонтьев, Д. В. Сапронов), самоизменений как части процесса саморазвития (М. А. Щукина) и личностного роста (К. Робитчек).</p> Виктория Манукян, Инна Муртазина Copyright (c) 2019 Виктория Манукян, Инна Муртазина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6328 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 «Это не Адам становится меньше, просто дерево растет»: методологические заметки об изменчивом человеке в изменчивом мире (по мотивам одной рецензии) https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6329 <p>Изменчивый человек в изменчивом мире (Mobilis in Mobili) и предисловие А. Асмолова к проекту коллективной монографии с одноименным названием «Mobilis in Mobili: личность в эпоху перемен» — это новый взгляд на предмет психологии личности, проект ее новой методологии и модель ее нового языка. Правда ли, что «посреди моста незачем думать, куда идти дальше»? Наша статья — не самостоятельное явление, а элемент длящегося диалога и двойной отклик. Эссе содержит методологические размышления, поводом к которым послужила одна рецензия, а причиной — поразивший меняподход к «сложности, изменчивости, разнообразию» не как к объективным реалиямсовременности, а в первую очередь как к технологии подготовки к вызовам ближайшего будущего основного инструмента субъекта научного познания — собственногоразума.Приводятся рассуждения о том, почему «трансэтажность» как субстанциальное свойство лифта не всегда помогает понять, как и почему он движется; почему зарубки на быстрорастущем дереве не лучший способ измерять рост Адама и где Алисапотеряла смысл разговора с Герцогиней.</p> Юлия Зайцева Copyright (c) 2019 Юлия Зайцева https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6329 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 Отчуждение от работы как объект и предмет психологического исследования: феноменологические аспекты проблемы https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6333 <p>Рассматривается вклад различных концептуальных моделей в изучение и понимание феномена отчуждения от работы в качестве объекта и предмета психологического исследования. Обобщение теоретических и эмпирических подходов к отчуждению от работы в социологии и социальной психологии, психологии личности, профессиональной психологии позволяет сформулировать положения, уточняющие содержание и современное понимание данного феномена. Проведен краткий экскурс в историю изучения проблемы отчуждения от работы. На основе обзора теоретических и эмпирических исследований обсуждаемого феномена выделены актуальные модели отчуждения от работы субъекта труда: социально-психологические концепции отчуждения от работы, биполярный конструкт «отчуждение от работы — вовлечение в работу», модель отчуждения личности и модель профессионального отчуждения. В завершение проведенного теоретико-психологического анализа основных концептуализаций отчуждения от работы сформулировано новое понимание изучаемого феномена в качестве объекта и предмета психологического исследования. Как объект психологического анализа отчуждение от работы представляет собой совокупность внутренних и внешних компонентов психологического реагирования человека как субъекта труда, выражающегося в психологическом отделении человека от работы и изменении его базовых доминирующих тенденций в оценке и отношении к трудовой деятельности, перспективе и качеству самоактуализации на работе. В качестве предмета психологического исследования отчуждение от работы актуализируется в психологических закономерностях и индивидуально-психологических особенностях, сопряженных с разрушением межличностных коммуникаций, восприятием субъектом труда собственного бессилия и утраты смысла по отношению к трудовой деятельности, рабочей среде и социальному окружению, в потере идентификации себя в роли работника организации, в общем состоянии самоотчуждения в контексте текущей трудовой деятельности, на- рушении и ошибках взаимодействия и общения на работе и в социуме.</p> Леонид Винокуров, Анастасия Кожина Copyright (c) 2019 Леонид Винокуров, Анастасия Кожина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6333 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6334 <p>В работе проверялась гипотеза о связи диалектического мышления воспитанников детского сада и образовательной среды дошкольной организации, которую посещают дети. Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом специалистов к проблеме развития диалектического мышления как инструмента решения сложных теоретических и практических задач. Проверка гипотезы строилась на основе сопоставления результатов измерения развития диалектического мышления дошкольников и оценки, отражающей стимулирование средой дошкольной организации диалектического мышления детей, которое рассматривается как способность оперировать противоположностями. Измерение уровня развития диалектического мышления дошкольников происходило с помощью трех методик: «Что бывает одновременно?», «Циклы» и «Необычное дерево». Для оценки поддержки диалектического мышления в образовательном процессе детского сада была разработана специальная шкала поддержки диалектического мышления (шкала ПДМ). В качестве индикаторов при построении шкалы были выбраны показатели, отражающие использование противоположностей в высказываниях при анализе объектов на занятиях, поиск суждений, содержащих противоречие, обсуждение процессов изменения, развития и преобразования предметов, рассмотрение циклических событий, возможности изменения предметной среды детьми. В исследовании участвовали 152 ребенка седьмого года жизни из 18 подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, 82 мальчика и 70 девочек. Обнаружена связь между развитием диалектического мышления воспитанников и организацией образовательного процесса в детском саду, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, хотя циклические процессы и рассматриваются педагогами, но диалектические структуры в этих процессах не анализируются. Представления детей о циклических процессах носят фрагментарный характер и не отражают адекватно процесс развития. Были обнаружены гендерные различия поддержки диалектического мышления мальчиков и девочек. Диалектическое мышление мальчиков поддерживается в рамках дошкольного учреждения в большей мере, чем мышление девочек, что связано, вероятно, с различиями в содержании активности в свободное время у мальчиков и девочек. Результаты по шкале поддержки диалектического мышления были сопоставлены с данными шкалы Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R): показана разнонаправленность указанных инструментов. Учитывая актуальность поддержки диалектического мышления как инструмента понимания процессов развития, полученные результаты указывают на перспективность применения использованных методик и шкалы ПДМ.</p> Николай Веракса, Екатерина Свиридова, Дастан Туребаев, Анна Фоминых Copyright (c) 2019 Николай Веракса, Екатерина Свиридова, Дастан Туребаев, Анна Фоминых https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6334 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4–6 лет https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6337 <p>Представлены результаты изучения взаимосвязи между становлением понимания юмора и модели психического — системы ментальных репрезентаций о психических феноменах (знаниях, эмоциях, намерениях и пр.), развивающейся на протяжении всей жизни и особенно интенсивно в дошкольном возрасте. В основе работы лежит пред- положение, что модель психического является ментальным основанием, позволяющим отделить свой и чужой ментальный опыт и объяснить когнитивные механизмы юмора. В исследовании приняли участие 40 детей двух возрастных групп (4-х и 6-ти лет). Были получены данные о различных аспектах понимания психического мира, интеллектуального развития, разработаны методические задачи, позволяющие оценить эмоциональный и когнитивный компоненты юмора. Понимание юмора изучалось на материале детских анекдотов, сюжет которых основан на межличностном взаимодействии героев. Полученные данные продемонстрировали возрастную динамику как в становлении модели психического, так и в понимании юмора, более выраженную в случае эмоционального компонента. Опыт использования детских анекдотов в исследовательских целях позволил судить о достаточно высоком уровне сложности подобных задач для детей 4-х лет, что выражалось в низком уровне эмоционального понимания юмора по сравнению с когнитивным. Корреляционный анализ позволил описать сопряженность общего показателя понимания психических состояний и юмора, при этом более тесная взаимосвязь была обнаружена с когнитивным компонентом понимания. В целом результаты поддерживают представления о когнитивных механизмах восприятия юмора, описанные в отечественной литературе, и расширяют эмпирическую базу данных о роли в этом процессе модели психического, собранную зарубежными исследователями.</p> Анна Уланова Copyright (c) 2019 Анна Уланова https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6337 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 Дистресс у женщин: до и после родов https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6342 <p>Раскрывается проявление дистресса у женщин в динамике: во время беременности и после родов. Анализируются и описываются данные 86 женщин. Для реализации на- учных задач были выбраны методы, основанные на трансактной теории стресса. Подтверждена гипотеза, что беременность у современных женщин сопровождается продолжительными проявлениями дистресса. В формировании дистресса у беременных женщин участвуют как личностные, так и средовые (семейные) факторы. Результаты измерения во время беременности демонстрируют достоверно более высокий уровень стресса по сравнению с периодом после родов. Показаны статистически значимые изменения по всем копинг-стратегиям, за исключением стратегии «самоконтроль», которая остается на уровне первого измерения. Корреляционный анализ показал, что уровень воспринимаемого стресса коррелирует (помимо шкалы «фобии») на высоком уровне значимости с каждой шкалой симптоматического опросника. Воспринимаемый стресс также связан с копинг-стратегией «избегание» и с личностной особенностью «эмоциональная стабильность» при обратной корреляции. Получены существенные результаты, которые следует учитывать в психологическом сопровождении беременных женщин.&nbsp;</p> Валентин Абабков, Екатерина Бурина, Елена Пазарацкас, Софья Капранова Copyright (c) 2019 Валентин Абабков, Екатерина Бурина, Елена Пазарацкас https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6342 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300 Ролевая структура в молодой супружеской паре https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6341 <p>Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема распределения ролей между супругами. В настоящее время у большинства молодых супругов наблюдается рассогласование представлений о ролевой структуре семьи, вследствие чего возникают нарушения отношений между ними и трудности в процессе их адаптации к семейной жизни. Одной из причин подобных затруднений могут стать диффузные или жесткие границы молодой семьи, условия проживания супругов, а также отсутствие или наличие небольшого опыта совместного проживания с супругом. Представлены результаты эмпирического исследования ролевой структуры молодых супружеских пар. Выборку составили молодые супруги в количестве 400 человек, 200 молодых супружеских пар, не имеющих детей. Возраст супругов — 20–30 лет (средний возраст супругов 26,4 года). Стаж совместной жизни — до пяти лет. Методы исследования: анкетирование, тестирование, метод статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента. В качестве методик исследования применялись социально- демографическая анкета и опросник «Распределение ролей в семье» (Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская). Гипотезой стало предположение о том, что представления мужчин о ролевой структуре в молодых супружеских парах отличаются от представлений женщин, независимо от условий их проживания (совместно или раздельно с родителями). Были обнаружены статистически достоверные различия в реализации супругами следующих семейных ролей: в осуществлении функции воспитания детей, стабилизации эмоционального климата в семье, организации и поддержании быта. Приведены данные о распределении семейных ролей в молодых семьях, проживающих совместно и раздельно с родителями. Были сделаны выводы о том, что условия проживания молодой супружеской пары оказывают незначительное влияние на ее ролевую структуру, для которой характерно наличие черт эгалитарности.&nbsp;</p> Юлия Евграфова Copyright (c) 2019 Юлия Евграфова https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6341 Пнд, 02 Дек 2019 00:00:00 +0300