Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология https://psyjournal.spbu.ru/ <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологической науки и адресованный профессиональному психологическому сообществу, а также ученым, работающим в смежных областях.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями <a title="Лицензионный Договор" href="/about/submissions#LicenseAgreement" target="_blank" rel="noopener">Лицензионного Договора</a> с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> vestnik16@gmail.com (Гришина Наталия Владимировна) vestnik16@gmail.com (Аванесян Марина Олеговна) Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Предисловие https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9960 Наталия Гришина Copyright (c) 2020 Наталия Гришина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9960 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 Субъективное качество жизни, психологическое благополучие, отношение к временной перспективе и возрасту у пенсионеров, ведущих разный образ жизни https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9954 <p>Рассматриваются особенности субъективной оценки психического и физического компонентов здоровья как показатели качества жизни во взаимосвязи с психологическим благополучием, временной перспективой и субъективным возрастом на этапе позднего онтогенеза (58–93 года). Анализ общих закономерностей проведен по возрастным группам (58–64 года, 65–74 года и 75–93 года), а также в зависимости от образа жизни пожилых людей: неработающие пенсионеры, находящиеся на надомном социальном обслуживании, и неработающие пенсионеры, ведущие активный образ жизни. Установлено, что субъективные показатели качества жизни находятся на довольно низком уровне и с возрастом падают. Тем не менее уровень общего психологического благополучия и его составляющих соответствуют высокому и среднему интервалу. Выделены преобладающие временные ориентации — «Позитивное прошлое» и «Будущее» (ближайшая временная перспектива), сбалансированная временная перспектива обнаружена у трети респондентов. В оценке субъективного возраста свойственна положительная иллюзия, т. е. восприятие себя моложе хронологического возраста. Активный образ жизни способствует поддержанию более высоких оценок качества жизни, ориентации на будущее и положительной иллюзии оценки субъективного возраста. У людей, проживающих с родственниками или си- делкой, по сравнению с одиноко проживающими пенсионерами наблюдаются более высокий уровень качества жизни и более высокие баллы по показателю «Позитивные отношения с окружающими» «Шкал психологического благополучия». Период 64–75 лет отличается более высокими показателями качества жизни, психологического благополучия и преобладанием сбалансированной временной перспективы. Среди изучаемых факторов наиболее тесно с самооценкой здоровья (физическим и психологическим компонентами) связано психологическое благополучие. Временная перспектива личности сопряжена в большей степени с психологическим компо- нентом здоровья, в то время как субъективный возраст — с физическим. При этом наблюдается групповая специфика в количестве и характере связей в зависимости от возраста и образа жизни, что указывает на роль субъективных и объективных факторов в психологическом благополучии.&nbsp;</p> Надежда Павлова, Елена Сергиенко Copyright (c) 2020 Надежда Павлова, Елена Сергиенко https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9954 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 Мишени психотерапии при коморбидном посттравматическом стрессовом расстройстве у онкологических больных https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9955 <p>На примере пациентов с раком молочной железы, раком предстательной железы и раком прямой кишки, находящихся в восстановительном периоде после оперативного лечения (мастэктомии, простатэктомии, колостомии), описываются выделенные в качестве мишеней психотерапии индивидуально-психологические особенности онкологических больных с коморбидным посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Исследование проводилось на базе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России. Экспериментальную группу, сформированную в соответствии с критериями отбора и на основании диагностированных с помощью специализированного скринингового опросника «Trauma Screening Questionnaire» симптомов ПТСР, составили 40 пациенток с раком молочной железы, 32 пациента с раком предстательной железы и 19 больных с раком прямой кишки. В группу сравнения (контрольную) вошли 51 женщина с раком молочной железы, 53 пациента с раком предстательной железы и 22 больных с раком прямой кишки, продемонстрировавшие признаки конструктивного совладания с онкозаболеванием. Оценка индивидуально-психологических особенностей больных указанных нозологических групп осуществлялась с помощью батареи экспериментально-психологических методик. В целях повышения адаптационного потенциала личности у пациентов с онкологическими заболеваниями, предупреждения вероятности развития у них ПТСР и эффективности основного лечения в качестве ведущих индивидуально-психологических особенностей, представляющих собой мишени психотерапии, были выделены неадаптивный интрапсихический тип реагирования на заболевание с чрезмерной фиксацией на болезненном состоянии и уходом в болезнь; низкая готовность к риску, проявляющаяся нежеланием действовать в отсутствие надежных гарантий успеха; деструктивный и дефицитарный характер базовых личностных функций при недоразвитии конструктивных; дефицит позитивных когнитивных установок о мире и себе; деструктивное чувство вины, связанное с переживанием болезни, близкими и семейными отношениями; чрезмерное стремление к автономности и независимости, снижающее возможность получения социальной поддержки.</p> <p class="p1">&nbsp;</p> Анна Васильева, Татьяна Караваева, Елена Мизинова, Екатерина Лукошкина Copyright (c) 2020 Анна Васильева, Татьяна Караваева, Елена Мизинова, Екатерина Лукошкина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9955 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 Сравнительный анализ характеристик больных ИБС среднего и старшего возраста с различной динамикой когнитивного функционирования в процессе реабилитации после коронарного шунтирования https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9956 <p>Для глубинного изучения основных клинических, психосоциальных и эмоционально- личностных характеристик больных ишемической болезнью сердца с различной динамикой (улучшением и ухудшением) когнитивного функционирования после коронарного шунтирования было проведено исследование на базе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова». В исследовании приняло участие 51 пациент: 24 пожилого возраста (60–74 года) и 27 среднего возраста (45–59 лет). Исследование проводилось в два этапа: 1-й этап — непосредственно перед коронарным шунтированием (за 1–2 дня до операции), 2-й этап — на 7–10-й день после операции. Были использованы клинико-психологический метод и экспериментально-психологические методы, в том числе «Методика последовательных соединений», субтесты «Сходства» и «Кубики Кооса» (WAIS), патопсихологические пробы «10 слов», «Запоминание рассказов», «Простые аналогии», Тест зрительной ретенции А. Бентона, Тест интерференции Струпа, Интегративный тест тревожности (ИТТ), Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Согласно полученным данным, пациенты пожилого возраста с когнитивными нарушениями отличаются несоблюдением диеты до госпитализации, отсутствием физической активности до госпитализации, наличием в анамнезе ожирения той или иной степени, большим количеством пораженных артерий (включая стволы), более отягощенной наследственностью по ССЗ по мужской линии. В то же время пациенты среднего возраста с ухудшением динамики когнитивного функционирования отличаются большим количеством выкуриваемых сигарет в день, поражением левой коронарной артерии, наличием в анамнезе хронического бронхита, ярко выраженным фобическим компонентом личностной тревожности.</p> Ольга Григорьева, Дарья Еремина Copyright (c) https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9956 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9957 <p>Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.</p> Наталья Нольд, Роман Скочилов, Татьяна Березина, Маргарита Ильина Copyright (c) 2020 Нольд Н. В., Скочилов Р. В., Березина Т. Н., Ильина М. Н. https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9957 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9958 <p>Статья посвящена 120-летию со дня рождения профессора Ленинградского государственного университета, заслуженного деятеля науки А. В. Ярмоленко. Изложена краткая биография А. В. Ярмоленко, дана характеристика ее теоретического и практического наследия. Анализируется ее роль в исследованиях детей и взрослых с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями. Многолетние исследования слепоглухих позволили Августе Викторовне выделить этапы и стадии развития познавательных процессов. В ее работах показано, что углубленный анализ психомоторных функций здоровых и больных детей с качественной интерпретацией полученных данных может быть противопоставлен тестированию, направленному только на количественную характеристику отдельных психических функций. Занимаясь проблемами многоязычия, Августа Викторовна Ярмоленко впервые выделила структурную модель многоязычия, его варианты с учетом функции языка, его форм. Овладение речью и превращение осязания в средство познания, согласно А. В. Ярмоленко, дает возможность слепоглухим овладеть культурным богатством мира. Комплексный анализ сенсорных, речевых и психомоторных функций у слепоглухих позволил ей проследить, каким образом осуществляется компенсация утраченных функций, а также выявить роль второй сигнальной системы в эффективности формирования компенсаторных приспособлений детей. Работы А. В. Ярмоленко были новаторскими и сохранили актуальность и сегодня. Рассматривается роль А. В. Ярмоленко в исследованиях теоретического, практического аспектов в психологии нарушенного развития, а также направленность ее преподавательской деятельности. Описаны основные вехи научного пути А. В. Ярмоленко, ее становление как ученого в определенном историческом контексте. Показано формирование ее научного мировоззрения в результате влияния как определенных ученых, так и ее собственного практического опыта работы с детьми (юными нарушителями закона, слепоглухонемыми и т. д.). Ее идеи заложили фундамент отечественной дефектологии и психологии слепоглухонемых.</p> Ирина Мамайчук Copyright (c) 2020 Ирина Мамайчук https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9958 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300 Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения) https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9959 <p>Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А. В. Ярмоленко. Научные исследования А. В. Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя В. М. Бехтерева — основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего это идеи комплексного подхода, а также изучение патологических явлений как метод понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А. В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха. Современная специальная психология больше внимания уделяла психолого-педагогическому направлению. И только в последние годы в связи с усложнением нозологической феноменологии интерес к клинико-психологическим исследованиям стал восстанавливаться. В этом отношении научное наследие А. В. Ярмоленко остается по-прежнему актуальным. В связи с этим отметим, что долгое время в отечественной дефектологии и специальной психологии не было учебного пособия по психологии детей с множественными нарушениями в развитии. Публикация А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (1961) стала фундаментальной монографией и в течение десятилетий представляла собой важное учебное пособие для многих поколений психологов и дефектологов. В этой работе был представлен собственный эмпирический опыт автора, обретенный за долгие годы работы с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, а также анализ мировой клинико-психологический практики исследования слепоглухих детей.</p> Виктор Сорокин Copyright (c) 2020 Виктор Сорокин https://psyjournal.spbu.ru/article/view/9959 Вт, 15 дек 2020 00:00:00 +0300