https://psyjournal.spbu.ru/issue/feed Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология 2019-08-26T14:07:06+03:00 Гришина Наталия Владимировна vestnik16@gmail.com Open Journal Systems <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологической науки и адресованный профессиональному психологическому сообществу, а также ученым, работающим в смежных областях.</p> https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5631 Введение 2019-08-26T14:05:42+03:00 Наталия Владимировна Гришина n.v.grishina@spbu.ru 2019-08-23T23:24:32+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5632 Круглый стол по итогам V Съезда Российского психологического общества 2019-08-26T14:05:42+03:00 <p>Публикуются выступления участников круглого стола, состоявшегося на факультете психологии СПбГУ и посвященного итогам работы V Съезда Российского психологического общества: А. В. Шаболтас — декана факультета психологии СПбГУ, члена Президиума РПО, председателя Этической комиссии РПО; В. М. Аллахвердова — президента Санкт-Петербургского общества психологов; С. А. Маничева — члена Президиума РПО, руководителя Национального института сертификации профессиональных психологов.</p> 2019-08-23T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5633 Сквозь методологические тернии к светлому теоретическому будущему 2019-08-26T14:05:43+03:00 Виктор Михайлович Аллахвердов vimiall@gmail.com <p>В статье рассматриваются в виде коротких полемических тезисов проблемы развития современной психологической науки: соотношение теории и практики, теории и эмпирических исследований, слабость теоретических построений в психологии, трудности развития отечественной психологии и др. Психологам предлагается выйти из состояния «методологического одичания» (термин В. М. Розина) и развивать теоретические исследования. Надо не только уважительно ссылаться на классиков отечественной психологии, но и учиться у них масштабно мыслить.</p> 2019-08-24T00:03:11+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5634 Психология развития на V Съезде Российского психологического общества (Москва, 14–18 февраля 2012 г.) 2019-08-26T14:05:43+03:00 Лариса Арсеньевна Головей lgolovey@yandex.ru <p>В статье дан анализ проблем психологии развития, обсуждавшихся на V Съезде Российского психологического общества. Показан широкий диапазон исследований психического развития в онтогенезе, изучения влияния факторов среды и генетических факторов на развитие, современных теоретических и практических подходов к развитию человека.</p> 2019-08-24T10:19:41+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5635 Психологическая практика: угрозы и регулирование 2019-08-26T14:05:44+03:00 Сергей Алексеевич Маничев sam@psy.pu.ru <p>В статье рассматриваются две области практики профессиональных психологов: деятельность на рынке прямых психологических услуг (консультанты и консалтинговые организации) и работа в штате непрофильных организаций. Угрозы снижения профессионального уровня деятельности практиков связаны с недобросовестной конкуренцией на рынке психологических услуг и с «пролетаризацией» специалистов-психологов в непрофильных организациях. Поддержать профессиональные стандарты деятельности практиков возможно с помощью поэтапно осуществляемого развертывания системы добровольной сертификации.</p> 2019-08-24T10:39:03+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5636 Модели совладания в русских пословицах 2019-08-26T14:05:42+03:00 Ольга Ивановна Даниленко danilenko.olga@gmail.com <p>Пословицы рассматриваются как запечатленный в фольклоре опыт совладания с трудными ситуациями. Раскрываются функции пословиц в осуществлении совладающего поведения. Выявляются характеристики пословиц, важные для понимания их роли в трансляции моделей совладания. Выделены группы пословиц, которые фиксируют два типа совладания, описанные Р. Лазарусом: проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный.</p> 2019-08-24T10:52:01+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5638 Возрастные особенности коммуникации у детей и подростков с умственной отсталостью 2019-08-26T14:05:43+03:00 Оксана Владимировна Защиринская zaoks@mail.ru <p>В статье представлены результаты изучения возрастных особенностей общения школьников с умственной отсталостью. На основе выполненного эмпирического исследования проводится анализ их стремления к общению с другими детьми, личностных основ формирования лидерства. Выявлено возрастание показателей фактора «саморегуляция» по мере взросления умственно отсталых детей, что связано с положительным влиянием организации коррекционного обучения. В 1-м классе и при переходе в основную школу отмечается снижение показателей невербальной коммуникации. В процессе направленного обучения и коррекции показатели социальной перцепции незначительно возрастают от 2-го к 7-му классу. Указанные особенности влияют на коммуникативные возможности умственно отсталых детей и подростков.</p> 2019-08-25T10:06:07+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5639 Теоретические основания исследования идентичности в политической психологии 2019-08-26T14:07:06+03:00 Наталья Олеговна Свешникова sveshnikovan@mail.ru <p>Статья посвящена проблематике исследования идентификационных процессов в период глобальных трансформаций социальных, политических и экономических систем. Парадигмальный сдвиг в представлении о человеке и обществе, будущем цивилизации актуализирует осмысление проблемы идентичности современного человека. Обсуждаются теоретические основания исследования идентичности, рассматриваются ее детерминанты. Основные подходы к исследованию идентичности определяются двумя базовыми методологическими установками: универсализм и индивидуализм. Культура рассматривается как объективная системообразующая детерминанта развития общества в целом и как основа для формирования идентификаций разного уровня.</p> 2019-08-25T10:50:27+03:00 ##submission.copyrightStatement##