https://psyjournal.spbu.ru/issue/feedВестник Санкт-Петербургского университета. Психология2019-11-04T01:40:21+03:00Гришина Наталия Владимировнаvestnik16@gmail.comOpen Journal Systems<p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологической науки и адресованный профессиональному психологическому сообществу, а также ученым, работающим в смежных областях.</p>https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5954Субкультуры: культурно-психологические трансформации современности в свете методологии латентных изменений2019-10-31T21:14:58+03:00Марина Сергеевна Гусельцеваmguseltseva@mail.ru<p class="p1">Представление о субкультурах возникло в связи с осмыслением неоднородности общества и необходимостью дифференциации жизненных стилей в пределах определенной культуры. Тем самым оно отражало тенденции усложнения, индивидуализации, разнообразия образов жизни человека. На протяжении ХХ века фокусы внимания исследователей смещались от теорий культуры к субкультурам; от феноменологии субкультур к изучению неформальных движений, «городских племен», малых культуральных традиций, наконец, к трансформации ценностей. Сегодня на переднем плане анализа оказались проблемы мобильности и множественности идентичности, которые развиваются в текучей и транзитивной социокультурной среде. Все это потребовало иного концептуального языка и поиска новых методологических стратегий. Понятие «субкультура» нередко критикуется и как аналитический конструкт, и как исчезающая реальность в связи с распространением глобализации, смешиванием традиций, ценностей и разных стилей жизни, а изучение идентичности все чаще происходит в рамках трансдисциплинарных и полипарадигмальных подходов. Новый взгляд на трансформации современности развивает методология латентных изменений, учиты- вающая лабильность, антиномичность и неоднозначность феноменов идентичности и субкультуры. Изменяются формы и способы организации субкультур в наши дни. Субкультуры могут быть представлены в социальном пространстве малыми вкраплениями, они дисперсны, рассредоточенны, виртуальны и потому незаметны наблюдателю, неочевидны, с трудом опознаваемы.</p>2019-10-19T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5982Несемейные межпоколенные отношения: проблемы и перспективы2019-10-31T21:14:59+03:00Ольга Юрьевна Стрижицкаяo.strizhitskaya@spbu.ruМарина Дмитриевна Петрашm.petrash@spbu.ru<p>В связи с меняющейся демографической ситуацией все более актуальной для современного общества становится проблема межпоколенных отношений — как в семье, так и вне семьи. В научной литературе преобладают исследования межпоколенных отношений в семье, в то время как несемейные межпоколенные отношения остаются недостаточно изученными. В данной статье раскрываются основные тенденции изучения несемейных межпоколенных отношений. Рассматривается понятие «поколение» как ключевое в межпоколенных исследованиях. Анализ публикаций показывает, что существует несколько трактовок этого понятия, что затрудняет интерпретацию результатов в целом. Одним из наиболее перспективных направлений в интерпретации понятия «поколение» можно считать рассмотрение его как формы социальной идентичности. В общей массе исследований межпоколенных несемейных отношений можно выделить два крупных блока: межпоколенные отношения в организации и программы межпоколенного взаимодействия. Межпоколенные отношения в организации рассматриваются в рамках модели поколенной идентичности на рабочем месте и теории контакта Г.Оллпорта. Исследования программ межпоколенного взаимодействия основываются прежде всего на идее обмена опытом и преимуществ, которые получают разные поколения в процессе такого обмена. Также рассматривается идея о том, что межпоколенные несемейные отношения могут выступать самостоятельной формой обучения. Исследования показывают, что изучение межпоколенных отношений вне семьи носит отрывочный характер. В таких исследованиях рассматривается взаимодействие молодого и старшего поколений с акцентом на пользу таких отношений для старшего поколения, при этом отсутствуют многопоколенные исследования в несемейной среде. В статье сравниваются термины «межпоколенные отношения» и «межпоколенное взаимодействие» и подчеркивается, что в современном обществе поколения «пересекаются» не только на уровне отношений, но и на более ситуативном уровне, который ранее в исследованиях не рассматривался.</p>2019-10-18T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5983Методология и опыт изучения психосоциальных аспектов хирургического лечения больных с опухолями костей опорно-двигательного аппарата2019-10-31T21:14:59+03:00Ольга Юрьевна Щелковаolga.psy.pu@mail.ruЕкатерина Бахромовна Усмановаusmanovakate@ya.ruГалина Львовна Исуринаgisurina@yandex.ruАслан Камраддинович Валиевdsion@rambler.ruЕвгений Александрович Сушенцовcrcspine@rambler.ru<p>Статья посвящена разработке методологии и программы исследования психологических, социальных аспектов и факторов эффективности новейшего высокотехнологичного хирургического лечения пациентов с опухолевым поражением позвоночника и костей таза. Проведен анализ современных психологических исследований в онкоортопедической клинике, показавший важность научно обоснованного психологического сопровождения лечебного процесса и индивидуализированной психологической помощи больным на всех этапах лечения. Представлена программа эмпирического исследования, включающая динамическую оценку (до и после операции) с помощью клинических, аппаратурных, клинико-психологических и психометрических методов объективных показателей функционального состояния и качества жизни больных с опухолями костей таза и позвоночника и их связи с индивидуально- и социально-психологическими характеристиками больных. Обоснована необходимость и кратко представлена программа проведения пяти фокусных групп для выявления потребности пациентов в психологическом сопровождении в дооперационном, раннем и отдаленном послеоперационных периодах. На модели пилотажного динамического исследования 28 больных с метастатическим поражением позвоночника, выявившего существенное улучшение как общего функционального состояния больных и удовлетворенности состоянием здоровья, так и отдельных параметров качества жизни (связанных с эмоциональным состоянием и уменьшением неврологической симптоматики) в послеоперационном периоде по сравнению с дооперационным, показано значение подобных исследований для объективизации результатов лечения и определения основных направлений психологической помощи больным. Сделан вывод о том, что разработанная психологами СПбГУ и врачами НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина программа междисциплинарного исследования пациентов с онкоортопедической патологией, получающих новейшее высокотехнологичное хирургическое лечение, может служить основой для разработки подобных комплексных программ исследования в различных областях современной медицины. </p>2019-10-26T00:14:49+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5984Возможное и невозможное «Я»: уточнение конструктов2019-11-04T01:12:14+03:00Милена Максимова Гришутинаm.grishutina@gmail.comВасилий Юрьевич Костенкоvasily.kostenko@gmail.com<p>Разработанная концепция возможного «Я» реализует потребность более внимательного рассмотрения желаний, страхов, возможностей и когнитивных представлений о будущем личности. Мотивационный аспект конструкта, способный оказывать влияние на поведение личности, подчеркивается как одна из основных функций возможных «Я» через понятие агентности (agency). Агентность личности, по мнению Х.Маркус и П.Нуриус, характеризуется личностной каузальностью, саморегуляцией и контролем, и ее можно определить как способность личности развивать, сохранять и подпитывать собственные возможные «Я». Этот механизм позволяет личности принимать решение о том, будет ли избираемый желаемый образ тем самым возможным «Я», к которому личность стремится или которого она избегает. При всей проактивности механизмов возможного «Я» существуют ситуации, когда возможности субъекта переживаются им самим как «невозможности». Данный феномен был обозначен в предыдущих эмпирических исследованиях авторов как невозможное «Я» и получил свою теоретическую разработку в рамках настоящей статьи. Невозможное «Я» — это манифестация значимого возможного «Я», которая испытывает заметное влияние руминации и нейротизма и связывается с высоким уровнем негативного аффекта и самообвинения. Проявления неконструктивных феноменов самосознания, возникающие вокруг него, по-видимому, сдерживают энергию желаемых возможных «Я», в норме существующих для фасилитации энергии и усиления мотивации. Полученные оценки параметров возможных «Я» и личностных переменных не зависят от конкретного содержания формулируемых респондентами возможностей, демонстрируя универсальный характер обнаруженного феномена. Обсуждаются возможности операционализации и теоретическое основание данного конструкта. Конструкт невозможного «Я» осмысляется авторами (1) в контексте общего интереса психологии личности к модальности возможного, (2) с точки зрения теории возможных «Я», раскрывающей данную модальность в полной мере, и (3) в контексте представления о мотивационном потенциале возможных «Я», закрепленном в понятии агентности (agency). </p>2019-10-18T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6040Механизмы влияния категориальной информации на зрительный поиск2019-11-04T01:40:21+03:00Максим Игоревич Морозовmagnus_ingvarsson_frost@mail.ruВладимир Феликсович Спиридоновvfspiridonov@yandex.ru<p>В статье рассматривается вопрос о том, каким образом категориальная принадлежность объектов влияет на зрительный поиск. Для того чтобы сопоставить между собоймеханизмы влияния категориальной информации, описанные в существующих экспериментальных парадигмах, мы выделили два параметра: доступность категориальнойинформации и форму ее репрезентации. Параметр доступности описывает временной аспект: на каком этапе выполнения задачи поиска испытуемому доступна категориальная информация об объектах. Она может быть доступна либо в процессе поиска, либо на этапе предварительной демонстрации цели. Второй параметр — это формарепрезентации категориальной информации в задаче поиска. Она может быть репрезентирована непосредственно в виде информации о категориальной принадлежностиобъекта или опосредованно через зрительные признаки объектов. Проведенный намианализ литературы показывает следующие закономерности. Если категориальная информация доступна только на этапе демонстрации цели и репрезентирована опосредованно через зрительные признаки, ее влияние сводится к тому, что актуализируется прототип целевой категории и его зрительные признаки формируют образ цели. Если испытуемым доступна категориальная принадлежность не только цели, но и всей сцены, это помогает выделить релевантные зоны для поиска. А дополнительное знание категориальной принадлежности дистракторов при поиске в естественных сценах привлекает внимание испытуемых к объектам, категориально сходным с целью. И наконец, если информация о категориальной принадлежности объектов доступна испытуемымв процессе поиска и репрезентирована непосредственно, то она оказывает большее влияние на направление нашего внимания, чем зрительные признаки объектов. Такимобразом, можно сделать вывод о том, что механизм влияния категориальной информации на зрительный поиск зависит от доступности категориальной информации и отформы ее репрезентации. И чем больше категориальной информации доступно испытуемым, тем большее влияние на процесс зрительного поиска она оказывает.</p>2019-10-18T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6041Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием2019-11-04T01:03:52+03:00Екатерина Алексеевна Волченковаkatrin3571513@gmail.comОльга Николаевна Молчановаolmol@list.ru<p>Статья посвящена изучению связей между параметрами потерянных возможных «Я»и субъективным благополучием. Выполнен краткий обзор современных исследований, направленных на изучение феномена потерянных возможных «Я». Представлены результаты эмпирического исследования содержания и параметров потерянныхвозможных «Я» и их связи с компонентами субъективного благополучия на выборке добровольцев, заполнявших онлайн-опросник. В исследовании приняли участие 42 человека, средний возраст — 27 лет. Респондентам предлагались следующие методики:модифицированный опросник для изучения возможных «Я»; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева); шкала субъективного счастья С. Любомирски (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева) и опросник психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Обнаружено, что содержание потерянных возможных «Я» главным образом было связанос деловой сферой (учеба, профессия, работа) и сферой непрофессиональных занятийи почти исключительно относилось к потерям позитивных образов «Я». Выявлены негативная связь между количеством предпринятых действий для реализации потерянного возможного «Я» и субъективным счастьем; между выраженностью сожаления о нереализованном образе «Я», частотой обращения к нему и самопринятием. Отмечается позитивная связь между значимостью потерянных возможных «Я» и положительными отношениями с другими и личностным ростом; способностью реализации потерянного возможного «Я» и личностным ростом. Результаты исследования показывают, что такие параметры потерянных возможных «Я», как значимость, предпринятые для их реализации действия, частота обращения и уверенность в собственной способности их реализовать, обладают предсказательным эффектом для компонентов субъективного благополучия. Результаты свидетельствуют о том, что потерянные возможные «Я» не уходят со «сцены» жизни человека, но продолжают существовать, определяя особенности его субъективного благополучия.</p>2019-10-18T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://psyjournal.spbu.ru/article/view/6067Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути2019-11-03T23:49:51+03:00Владислав Валерьевич Шевелевnyaka1991@mail.ruЕлена Юрьевна Коржоваelenakorjova@gmail.com<p>В настоящей статье представлены результаты исследования субъектных характеристик жизненного пути у лиц с различным уровнем социального интеллекта. В качестве предмета исследования выступили социальный интеллект и субъектные характеристики жизненного пути личности (жизненные ориентации, субъективная картина жизненного пути, стратегии поведения). Выборку составили студенты-заочники РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте от 19 до 48 лет (n= 73; μ= 26,18; σ =6,93; муж.— 25, жен. — 48). В качестве методик исследования социального интеллекта использованы различные тесты и опросники, позволяющие измерить степень выраженности различных граней социального интеллекта: «Шкала социального интеллекта Тромсо», (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS; Silvera D.H., Martinusse M., Dahl T.I.), «Тест Гилфорда для диагностики социального интеллекта», «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабун- ская), авторский опросник «Значимость социального интеллекта для жизненного пути личности» (В.В.Шевелев). Для диагностики субъектных особенностей жизненного пути человека выбраны «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях» (Е.Ю.Коржова), методика «Психологическая автобиография» (Е.Ю.Коржова), методика «Индикатор копинг-стратегий» (в адаптации Д.Амирхана). В статье подробно изучаются психометрические качества используемых в исследовании методик. В частности, были обнаружены неудовлетворительные психометрические свойства в тесте «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская) и «Тесте Гилфорда для диагностики социального интеллекта». С помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА) была получена трехфакторная структура социального интеллекта. Было показано, что в зависимости от уровня развития социального интеллекта факторы имеют различные взаимосвязи с субъектными характеристиками жизненного пути личности.</p>2019-10-18T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##