https://psyjournal.spbu.ru/issue/feed Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология 2021-04-22T16:39:05+03:00 Гришина Наталия Владимировна vestnik16@gmail.com Open Journal Systems <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» — научно-теоретический рецензируемый журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологической науки и адресованный профессиональному психологическому сообществу, а также ученым, работающим в смежных областях.</p> https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10663 Предисловие 2021-04-16T01:45:55+03:00 Наталия Гришина n.grishina@spbu.ru 2021-04-14T00:10:08+03:00 Copyright (c) 2021 Наталия Гришина https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10664 «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина 2021-04-22T16:35:00+03:00 Марина Гусельцева mguseltseva@mail.ru <p>Психология повседневности — одно из активно развивающихся направлений современной российской психологии. Ведущими теоретико-методологическими источниками ее развития выступают на общенаучном уровне знания история, антропология и социология повседневности, на конкретно-научном уровне — психопатология обыденной жизни З.Фрейда, теория поля К.Левина, психологическая концепция Х.Томэ. Востребованность идей именно К.Левина обусловлена сегодня трансформациями современности, выводящими на передний план вопросы социокультурной динамики и множественной мотивации личности, столкновения ценностей и осознанного выбора субъектом жизненного пути, становления идентичности в изменении жизненных ситуаций и разнообразия стилей жизни в усложнившемся обществе. Повседневность неоднородна и гетерогенна, в ней представлена динамика видимого и невидимого, реального и ирреального, современного и архаического. Для обнаружения постепенных и незаметных изменений зачастую необходимо сменить методологический инструментарий, и конструкты К.Левина здесь имеют довольно высокую эвристическую ценность. Понятие «жизненное пространство» в контексте психологии повседневности позволяет сконфигурировать различные аспекты развития человека в ситуации социокультурных трансформаций, где социальное пространство может быть как поддерживающим, так и подавляющим, а сферы приватного и публичного, персонального и профессионального смешиваются, утрачивая нормативные границы. Культурно-психологическое время в общем географическом пространстве для людей и сообществ протекает по-разному, что не только создает риски потенциальных конфликтов, прочерчивая пунктиры разломов социальной ткани, но и ставит проблему языка описания, способного совместить номотетический (выявляющий тенденции и закономерности) и идиографический (направленный на анализ уникальных случаев) дискурсы. Сходные методологические и&nbsp; социально-политические проблемы решал К.Левин. Утверждается, что его подход продуктивен для диагностики и терапии культурно-психологических травм российского общества, а конструкты — для описания текучих трансформаций современности. Подчеркивается, что стратегия «действенного исследования» К.Левина близка социальному конструктивизму, присущему российской интеллектуальной традиции, позволяя осмыслить деятельность психолога в свете решения задач гуманизации общества и системы образования.</p> 2021-04-13T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Марина Гусельцева https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10687 Семантика жизненных моделей в информационном поле социальных сетей 2021-04-16T01:45:56+03:00 Свелана Костромина s.kostromina@spbu.ru Мария Одинцова semenovamaria58@gmail.com <p>В условиях стремительного развития информационной среды жизненный путь человека, идентичность, жизненное пространство личности представлены теперь не только в реальном, но и виртуальном мире, а также в дополненной реальности. Смешение виртуального и реального пространств не может не сказаться на повседневной жизнедеятельности молодых людей. В данной статье предпринята попытка описания и структурирования элементов жизненных моделей как фрагментов жизненного сценария, транслируемых через сообщества в социальных сетях. Содержательным полем для анализа стала социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная и часто используемая с целью передачи интересной и востребованной информации среди российских интернет-пользователей, в частности среди молодежи, онлайн-платформа. Исходным положением проведенного исследования стало предположение о том, что содержание постов социальной сети, описывающих различные сферы жизнедеятельности, может послужить основой для выстраивания элементов жизненных моделей, транслируемых в Интернете. Исследование состояло из нескольких этапов: подготовительного (анкетирование молодежи о предпочитаемом интернет-контенте) и основного (семантический и контент-анализ содержания сообществ социальных сетей). Выборку подготовительного этапа составили 110 респондентов, средний возраст — 22 года (SD=2,8). Выборка основного этапа со- стояла из более чем 200 тыс. постов из 20 наиболее популярных молодежных сообществ социальной сети (со средним числом подписчиков 4 миллиона, с развлекательным и не- тематическим контентом) за последние 2 года. С помощью специальных программных кодов и компьютерных программ были проанализированы посты, посвященные наиболее значимым сферам жизнедеятельности человека. Наиболее популярными словами-маркерами, обозначающими сферы жизнедеятельности в постах, стали: работа, отношения и семья. Данные автоматизированного семантического и контент-анализа показали, что наиболее часто через посты в сообществах демонстрируется модель активного, целеустремленного человека, который готов действовать, гибок, мобилен относительно работы и саморазвития, однако в отношении выстраивания семейных отношений консервативен. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что характеристики компонентов жизненных моделей наиболее ярко представлены в постах интернет-сообществ, активно транслируются через них. Результаты исследования могут способствовать изучению основных механизмов трансляции между современниками характеристик поведения в реальной жизни, ценностей и информации через интернет-контент, а также работе практикующих психологов при обращении к профилю в социальных сетях или предпочитаемым сообществам клиентов.</p> 2021-04-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Костромина С.Н., Одинцова М.М. https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10683 Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ 2021-04-16T01:45:56+03:00 Елена Белинская elena_belinskaya@list.ru Малика Джураева mdjuraeva97@gmail.com <p>Современное понимание процессов совладания человека с трудными жизненными ситуациями, акцентируя в качестве их функции обеспечение субъективного благополучия, ставит вопрос о том, какие факторы обеспечивают итоговую эффективность стратегий копинга. Противоречивость имеющихся эмпирических данных относительно взаимосвязи личностных и ситуационных предикторов и эффективного совладания позволяет сделать предположение о наличии опосредующих переменных. Их поиск может быть сосредоточен как на включении в анализ параметров более высокого социокогнитивного уровня, так и на процессуальных характеристиках копинга, одной из которых выступает проактивность в совладании. Представляется, что конструкт осознанности удовлетворяет обоим этим требованиям. В статье представлены результаты предварительного и основного этапов эмпирического исследования взаимосвязи осознанности и стратегий проактивного совладания. В ходе предварительного этапа был адаптирован опросник "Шкала осознанности", соответствующий "западной" модели осознанности. В ходе основного этапа получены результаты взаимосвязи показателей осознанности согласно "восточной" и "западной" моделям со стратегиями проактивности на двух выборках (Москва — Ташкент), позволившие выявить определенные культурные различия. Результаты свидетельствуют о частичном наличии корреляционных связей между показателями двух опросников осознанности, что согласуется с имеющимися теоретическими представлениями и позволяет считать две модели осознанности стадиями единого процесса. Показано, что на обеих выборках показатели "западной" осознанности связаны с отношением к потенциальным трудностям как к источнику позитивного опыта и с рефлексией в случае их возникновения возможных вариантов поведения, когнитивной оценкой собственных ресурсов и прогнозом результатов, а также с такой стратегией проактивности, как поиск инструментальной поддержки. Межкультурные различия отмечались по шкале, соответствующей "восточной" осознанности: на выборке Ташкента она оказалась связана со стратегией проактивного совладания, а на выборке Москвы — с рефлексивным совладанием. Полученная взаимосвязь двух типов осознанности со стратегиями проактивного копинга позволяет сделать вывод о том, что осознанность обладает потенциалом метакогнитивной функции в структуре деятельности человека, особенно — в ситуации оценки им возможных жизненных трудностей.</p> 2021-04-15T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Елена Белинская, Малика Джураева https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10688 Метакогнитивная регуляция, базовые психологические потребности и субъективная витальность студентов-первокурсников 2021-04-16T01:45:57+03:00 Дарья Макарова d.makarova23@gmail.com <p>На успешность интеллектуальной деятельности влияет множество факторов помимо интеллекта и когнитивных навыков, включая тип мотивации и метакогнитивную регуляцию. Нас заинтересовал вопрос о том, существует ли связь между продуктивностью метакогнитивной регуляции и разными типами мотивации (внешней и внутренней). Согласно теории самодетерминации, для поддержания внутренней (автономной) мотивации необходимо, чтобы были удовлетворены базовые психологические потребно- сти субъекта. Также упомянутая выше теория разводит понятия самоконтроля и само- регуляции (частным случаем которой является метакогнитивная регуляция) и посту- лирует существование связи между нею и уровнем субъективной витальности. Целью данного исследования была проверка следующей гипотезы: чем выше уровень удов- летворения трех базовых психологических потребностей и уровень субъективной витальности, тем выше уровень продуктивности метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности. Мы попросили участников нашего исследования (студентов первого курса, n = 116, 70 мужчин) заполнить русскоязычные версии двух опросников, созданных в рамках теории самодетерминации: «Шкала удовлетворения и фрустрации базовых психологических потребностей» и «Шкала субъективной витальности». Для оценки продуктивности метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности использовалась новая модифицированная версия нашего опросника «Особенности интеллектуальной деятельности» (Д.Н.Макарова, М.В.Осорина). Мы провели множественный регрессионный анализ с помощью SPSS, чтобы проверить нашу гипотезу. Итоговая модель, объясняющая 31,4 % дисперсии зависимой переменной, показывает, что чем выше уровень субъективной витальности и уровни удовлетворения потребностей в автономии и компетентности, тем выше уровень продуктивности метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности. Наша гипотеза была частично опровергнута: мы не обнаружили связи между уровнем удовлетворения потребности в связанности и продуктивностью метакогнитивной регуляции.&nbsp;</p> 2021-04-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Макарова Д.Н. https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10689 Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний 2021-04-22T16:39:05+03:00 Валерия Гершкович valeria.gershkovich@gmail.com Надежда Морошкина moroshkina.n@gmail.com Виктория Федосова vfedosova96@gmail.com <p>Цель настоящей работы — исследование роли ага!-переживания в припоминании источника решений, найденных самостоятельно или предъявленных извне. В психологии памяти описаны специфические ошибки мониторинга источника — приписывание человеком себе авторства идей, полученных из других источников (ошибки неосознанного плагиата). В ряде предшествующих работ показано, что ага!-переживание, возникающее в процессе решения задачи или в ответ на предъявление правильного решения, может способствовать улучшению последующего припоминания материала, с обработкой которого оно было связано. Однако исследований влияния ага!-переживаний на мониторинг источника решения (решил задачу сам vs ответ был предъявлен) до настоящего момента не проводилось. Проверялось предположение, что ага!-переживание, связанное с решаемой задачей, может оказать влияние на определение источника решения. Исследование проводилось на материале задач на поиск отдаленных ассоциаций. На первом этапе эксперимента испытуемым (80 человек) предлагалось решить 40 задач и оценить, испытали ли они ага!-переживание при нахождении или предъявлении правильного ответа. На втором этапе, который проходил через неделю, испытуемому необходимо было вспомнить, решил ли он задачу сам или ответ был ему предъявлен. По результатам исследования показан эффект генерации, характеризующийся лучшим запоминанием задач, для которых было найдено решение (успешная генерация) по сравнению с задачами, в которых человек пытался найти решение, но не нашел (неудачная генерация). Испытуемые показали адекватное припоминание источника через неделю, атрибутируя успешно сгенерированные решения себе, а решения, которые они не смогли обнаружить, к предъявленным. Однако не удалось обнаружить ни дополнительного влияния ага!-переживания на запоминание самих задач, ни его влияния на мониторинг источника информации. По итогам работы обсуждается противоречивость получаемых данных о влиянии ага!- переживаний на припоминание и дальнейшее направление исследований.</p> 2021-04-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Федосова В.И.. https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10690 Особенности переживания матерью ситуации госпитализации новорожденного в связи с гипоксическим поражением центральной нервной системы 2021-04-16T01:45:58+03:00 Ирина Мамайчук mauki@mail.ru Юлия Миланич 9353294@gmail.com <p>Исследования показывают, что матери новорожденных с патологией центральной нервной системы (ЦНС) имеют более высокий риск дистресса и трудностей в формировании гармоничного отношения к ребенку в сравнении с матерями здоровых детей. Для оказания психологической помощи необходимо понять, какие конкретно аспекты опыта родители считают стрессовыми, и какие — позитивными, помогающими совладать со стрессом. Цель исследования — изучить материнский опыт переживания ситуации госпитализации новорожденного с гипоксическим поражением ЦНС. В исследовании принимали участие 40 женщин, госпитализированных вместе с детьми на отделение патологии новорожденных: 22 матери доношенных детей с церебральной ишемией II и III степени, 18 матерей недоношенных (недоношенность от 29 до 34 недель) детей с церебральной ишемией II и III степени, внутрижелудочковыми кровоизлияниями II и III степени, сочетанным ишемическим и геморрагическим поражением ЦНС.Женщины отвечали на вопросы оригинального клиникопсихологического интервью. Данные интервью подвергались качественной и количественной обработке. Описаны источники и содержание негативных и позитивных переживаний матерей в период госпитализации. Представлены данные о противоречивом характере сообщений рожениц о переживаниях: в ответах на прямые вопросы определяется преимущественно позитивный или амбивалентный фон, в то время как в ответе на проективный вопрос отражается преимущественно негативный фон. Показано, что при сочетании недоношенности и гипоксического поражения ЦНС у детей женщины имеют более негативный эмоциональный фон в сравнении с респондентами, родившими в срок. Сформулированы выводы о действии установки на социально-желательный ответ при описании опыта переживаний, о менее благополучном фоне переживаний у матерей преждевременно рожденных детей с патологией ЦНС.</p> 2021-04-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Мамайчук И.И., Миланич Ю.М. https://psyjournal.spbu.ru/article/view/10692 Особенности ценностно-смысловой сферы добровольцев поисково-спасательных отрядов 2021-04-16T01:45:58+03:00 Полина Чипурная alors9@mail.ru Елена Кузнецова kuznetsova@spbu.ru <p>Изучение ценностей и смыслов, которые реализуют добровольцы в своей деятельности, дополняет описание феномена добровольчества субъективными представлениями участников. Обладая полной картиной феномена, можно повысить эффективность программ по привлечению, подготовке и поддержке добровольцев, созданию условий для поддержания их ресурса. В данной статье описаны результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы личности добровольцев поисково-спасательных отрядов в сравнении с профессиональными спасателями. Также представлены те смыслы, которые сами добровольцы вкладывают в свою деятельность. Для определения устойчивости реализации ценностей личности в добровольческой деятельности часть исследования проведена в условиях повышенного риска — в период пандемии COVID-19. В обеих частях исследования приняли участие 100 человек: 74 добровольца и 26 профессиональных спасателей. Применялись опросник Ш.Шварца и шкала экзистенции А.Лэнгле, а также две авторские анкеты и интервью. В результате исследования было выявлено различие в ценностной иерархии добровольцев и спасателей по ценностям репутации, межличностной конформности и скромности. Ведущие ценности для добровольцев — самостоятельность мысли и поступков. Главные смыслы деятельности для добровольцев — желание помогать, общение, эмоциональная включенность в деятельность, полезность для общества. Изменения активности в период пандемии COVID-19 незначительные. Среди смыслов появляется стремление сохранить деятельность отряда и стрессоустойчивость</p> 2021-04-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Чипурная П.В., Кузнецова Е.А.